20 лeт нaзaд люди в кинoтeaтрax выстрoились в oчeрeди, чтoбы пoсмoтрeть, как Том Хэнкс в фильме «Изгой» кричит на волейбольный мяч, порой это получалось очень смешно. И хотя фильм «Изгой» заработал в прокате внушительные 429 миллионов долларов, а Хэнкс получил номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль, к 2020-му кинолента подзабылась.
Ее культурный месседж размылся как надпись «SOS» на песке. Как кричит герой Тома Хэнкса в фильме: «Мы живем и умираем во времени, и мы не должны совершать грех, поворачиваясь к нему спиной».
Много в чем фильм Ридли Скотта «Марсианин», вышедший на экраны в 2015 году, – это обновленная версия «Изгоя» для более молодой аудитории: история выживания для активных пользователей гугл-сервисов, лайфхаки вместо чудес и загадок плюс идеализированный образ NASA. «Изгой» – это современная адаптация романа «Робинзон Крузо». А еще там показаны типичные проблемы американцев в период до терактов 11-го сентября: главный герой боится связанной с отношениями ответственности, его не оторвать от своего пейджера, но по ходу сюжета он познает новые истины о любви, времени и мощи почтовой компании «FedEx». Кстати, в том же году вышло знаковое в истории телевидения и мегапопулярное в США реалити-шоу «Survivor» (букв. «Выживший», в российской версии – «Последний герой»).
Кинофильм «Марсианин» был тепло встречен критиками и собрал немалые кассовые сборы, он отлично снят, но в нем не хватает глубины и эмоциональности. «Изгой» же, напротив, даже лучше, чем вы его помните. Вот пять вещей, которые режиссер, сценаристы и актеры любой киноленты про выживание могут взять себе на заметку, пересмотрев приключенческий фильм Роберта Земекиса.
Интересная предыстория
Хотя сейчас предыстория у режиссеров не в фаворе, есть ситуации, когда она полностью меняет наше восприятие, заставляя зрителей сочувствовать главному герою, когда он, скажем, добывает еду, разжигает огонь или тихонько плачет. В начале «Изгоя» Земекис и автор сценария Уильям Бройлес-младший дают нам возможность лучше понять Чака. Когда он только оставляет свою девушку (Хелен Хант), подарив ей обручальное кольцо, со зловещими словами: «Я скоро вернусь!», нам уже нравится этот очаровательный парень. Не хочется, чтобы с ним произошло что-то плохое.
Ничто не пугает так, как зубная боль
Как доказать зрителю, что наш герой – настоящий «крепкий орешек»? Конечно, он должен вытащить посторонний объект из своего тела. В кинематографе популярно удаление зубов. В этом отношении «Изгой» не уступает «Марафонцу», где есть сцена допроса, от которой просто мурашки по коже, и «Магазинчику ужасов» со Стивом Мартином, где тоже удаляют зуб. Том Хэнкс выполняет эту малоприятную процедуру. Пугающий и эмоционально сильный момент, не так ли?
Не бойтесь тишины
Тсс…Вы слышите? Послушайте… Да, это плеск волн, разбивающихся об берег, и шелест деревьев, трепещущих на ветру. Земекис сделал смелый выбор: мелодия Алана Сильвестри («Назад в будущее», «Форрест Гамп») звучит, только когда Хэнкс оставляет остров. Большая часть фильма, включая сцены ужасной авиакатастрофы, идет без музыкального сопровождения. Это создает эффект изоляции. Как и несчастный Том Хэнкс, зритель словно отдается на волю случая, плывя по волнам.
Чем хороши психологически сложные персонажи
Давайте поговорим об Уилсоне. Пока волейбол не стал темой для популярных мемов, он был такой себе палочкой-выручалочкой, чтобы «Изгой» не превратился в авангардный фильм о стремительном похудении. Сначала Уилсон был чисто комедийной деталью, такая себе визитка Земекиса и игрушка для Хэнкса. Но по мере развития сюжета он становится чудесным актером второго плана, отображая растущую изоляцию героя Тома, его гнев и фобии. Когда Чак наконец оставляет остров и кричит: «Не волнуйся, Уилсон, грести буду я. Ты просто держись!», ты наполовину ожидаешь, что стоический спортинвентарь ответит.
Немного неопределенности не повредит
Когда смотришь любой блокбастер, вполне логично предположить, что главный герой выживет вопреки всему. Это не драма «Джерри» Гаса Ван Сента. Мэтт Дэймон не исчезнет в облаках красной пыли, а Тома Хэнкса не съест акула – слишком много денег вложено в кинопроизводство, чтобы получился такой нелепый конец. Но это не означает, что режиссер не может оставить немного простора для фантазии.
Концовка «Изгоя» получилась эмоциональной, там нашлось место сарказму и правде жизни. Чак возвращается домой и узнает, что его возлюбленная замужем за другим, а коллеги «похоронили» его. В последней меланхолической сцене он возвращает неоткрытую посылку «FedEx», которая не дала ему умереть на острове, и оказывается на перекрестке дорог. Концовка не случайно перекликается с вопросом из монолога главного героя, и было бы хорошо, чтобы этот вопрос задал себе и режиссер «Марсианина»: «Кто знает, что может принести прилив?»