Думaю мнoгиe из вaс пoмнят, чтo снял эту, тaк называемую, лирическую трагедию, Станислав Ростоцкий, в которой он показал суровые и трагичные военные будни.
Сам режиссер, что такое война знал не по рассказам предков. Ведь он родился в 1922 году, а значит Великую Отечественную войну он встретил, как и многие из мужчин тех лет — в окопе, защищая свою Родину, где получил тяжёлое ранение, вернувшись на гражданку инвалидом.
Сам фильм режиссер посвятил медсестре, которая и спасла будущего автора фильма, вынеся того из окопа с ранением.
Героя старшину Васкова было суждено сыграть замечательному актёру Андрею Мартынову. Причем играл он персонажа старше себя на 6 лет — ему было 26, против 32 лет старшины. Вдобавок ко всему -это был дебют.
Для того, чтобы казаться старше, герой отрастил усы, а его говор был придуман режиссером, который всегда был со своими актерами на короткой ноге.
Он, несмотря ни на что, все тяжелые съемки проходил вместе с актерами и актрисами. Даже сцену с болотом, чем вызывал настоящий восторг среди девушек. Они слушались его беспрекословно.
В съемочной группе не только режиссер прошел войну, были и другие, кто вел бои с противником. Именно эта группа и утверждала каждую из пяти актрис, которые должны были сыграть девушек-зенитчиц в фильме.
Девушкам достаточно крепко досталось на съемках — они были весьма тяжелыми. Не обошлось и без обмороков, из-за крайне реалистичного грима в сценах с гибелью персонажей.
Съемки натуры были проведены в мае 1971 года, шли они в Карелии, там же режиссер проводил отбор девушек. В итоге после финала кастинга из пяти девушек, хороший опыт в съемках имела лишь Ольга Остроумова.
Остальные девушки либо не имели ролей вовсе, либо снялись в нескольких эпизодах.
Помните эпизод, когда Лиза тонула в болоте — сейчас наверное в это трудно поверить, а тогда актриса Елена Драпеко играла эту сцену без дублёра.
И после нескольких дублей актриса чуть в самом деле не осталась в том настоящем болоте навсегда — актрису наскоро вытащили силами съемочной группы. Зато теперь в эти болота экскурсии водят, поговаривают…
Но больше всего снимали далеко не эти сцены, как вспоминает потом актриса Елена Драпеко. Большое собрание потребовалось на то, чтобы решить как снимать сцену в бане.
Был построен специальный павильон. В котором могли находиться только режиссер и оператор. Ну и актрисы естественно — никаких посторонних лиц, все строго. Репитиции проводились в купальниках.
Больше всего экранного времени в этой сцене досталось самой опытной актрисе — Ольге Остроумовой, она была в кадре одна порядка 16 секунд!
Естественно данная сцена не прошла незамеченной мимо машины цензуры в советской время и её настоятельно рекомендовали вырезать. Однако режиссер грудью лег и отстоял сцену.
А вот сцену, где девушки-зенитчицы загорают без всего на брезенте пришлось вырезать.
Да и в целом,после съемок, ход картине долго не могли дать. А председатель Госкино А.Романов в то время прямым текстом сказал режиссеру:
Неужели вы думаете, что мы когда-нибудь выпустим этот фильм на экран?
, чем сильно удивил режиссера, ведь он ни сном ни духом не понимал, в чем его обвиняют. Так про шло три месяца, после которых выяснилось, что нужно внести некоторые правки.
Однако не успел режиссер их сделать, как что-то «на верхах» изменилось и картине дали добро. И даже более чем. Её рекомендовали на отправку в Венецию, на местный кинофестиваль.
И фильм был принят просто великолепно! Его отметили памятным призом и номинировали на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке! Но в итоге победить не удалось.
Но как бы то ни было фильм навсегда останется одним из лучших мировых фильмов о Великой Отечественной войне.