О чем писали в дамской периодике дореволюционной России . Чёрт побери

Истoрия мoднoгo глянцa нaчaлaсь в 1672 гoду, кoгдa вo Фрaнции вышeл первый журнал для женщин Mercure galant («Галантный Меркурий»). В нем публиковали литературные новинки, рассказывали о светских событиях, предлагали дамам модные образы с гравюрами и рекомендациями по выбору одежды на разные случаи жизни. В России дамская периодика появилась только в 70-х годах XVIII века.

Первое издание для женщин в России

После образовательных реформ Екатерины II в моду вошли начитанность и интеллект. В конце XVIII века барышни высшего света сочиняли стихи интересовались науками и иностранными языками. В этот период в России сформировалась аудитория потенциальных читательниц «глянца», который уже давно был востребован в Европе.Первооткрывателем женской прессы в России стал известный издатель Николай Новиков. В 1779 году он выпустил журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Чтобы как-то оправдать название, в приложениях к номерам иногда печатали красочные картинки с заграничными нарядами. Каждую иллюстрацию авторы сопровождали ироническими подписями, например, «Щеголиха на гулянье» или «Чепец победы», пытаясь высмеять женскую страсть к красивым платьям и шляпкам.Остальное содержание номера не соответствовало названию и несло в себе скорее воспитательную функцию. Кроме женских романов и стихов о любви, в «Модном издании» публиковались наставительные притчи Сумарокова, шарады и «любопытные факты из жизни».Журнал просуществовал всего год, так как не вызвал особого интереса у читательниц и оказался коммерчески невыгодным.

Магазин французских, английских и немецких новых мод

Следующий женский альманах — «Магазин французских, английских и немецких новых мод» — вышел в 1791 году, но просуществовал так же недолго, как и его предшественник. На этот раз дамам предлагали не просто картинки, а настоящие обзоры модных новинок от западных кутюрье с советами по стилю. Описание европейских модных образов все же не обходились без иронии: «Рогатая шапка также не может быть употребляема, ибо ныне на мужских лбах рога только терпимы..».Помимо модных тенденций «Магазин…» просвещал русских дам о заграничной жизни. Например, в одной статье читателям объясняли, что такое лондонские рауты: «…Каждый имеет туда свободный вход за одну гинею (7 рублей) и за что безденежно пьет там кофе, чай и лимонад».Журнал выпустил всего три номера и закрылся по непонятным причинам.

Модные и семейные советы в журналах XIX века

В начале XIX века у аристократок популярны дорогие зарубежные журналы с красочными иллюстрациями. Отечественная периодика тоже выпускается в больших объемах, но заполнена, в основном, сентиментальной литературой низкого качества и отвлеченными размышлениями о любви. В 1823 году в России вышел первый номер «Дамского журнала», который был призван заменить дорогую выписку из Европы.Издание состояло из трех разделов. В первом публиковали известных поэтов, авторов водевилей и драматургов, во втором давали советы, на какой спектакль сходить, а в третьем печатали эскизы популярных в Европе нарядов, головных уборов и туфель.«Дамский журнал» просуществовал 10 лет. Он пользовался огромной популярностью у женщин, но получал много критики от мужчин, ведь излишний интерес к нарядам и украшательству считался недостойным поведением для дамы.Впрочем, в журнале было место и наставительным статьям домостроевского характера: «Не противоречить мужу. Ни во что не вмешиваться, кроме домашних дел. Ничего не требовать и довольствоваться малым» или «Жена может быть умнее мужа, но должна принимать вид, будто это не так. Тщательно выбирать приятельниц, иметь их мало». Читательницам постарше рекомендовали «усугубить надзор за собой», потому что «нет ничего смешнее, как надеть нарядное платье с тем, чтобы выглядеть моложе».О женских проблемах и личных переживаниях журналы не писали — подобные темы начали подниматься в журналистике только в начале следующего столетия.

Как изменилась дамская пресса с середины XIX века

С середины XIX столетия женская периодика все больше дифференцируется. Появляются самостоятельные издания о домоводст

ве, шитье, рукоделии, моде и светских мероприятиях. Одни вестники публиковали «легкую» литературу для отдыха, другие поднимали серьезные социально- экономические проблемы.Меняется и гендерный состав редакций. Если раньше в публицистике работали только мужчины, то в XIX веке журналы призывают читательниц присылать свои тексты для публикаций.В 1836 году вышел первый номер «Журнала новейшего шитья» от Елизаветы Сафоновой. Он был ориентирован не на аристократок, а на женщин простого происхождения и содержал доступные советы по формированию повседневного гардероба.

Начало XX века: женщина-хозяйка и гражданин

Дамскую периодику начала XX века по формату и наполнению можно считать прообразом современного глянца. Самое популярное издание того периода — «Журнал для хозяек». Вестник выходил два раза в месяц огромным тиражом в 150 тысяч экземпляров и охватывал практически все сферы женских интересов, начиная от медицины, кулинарии и воспитания детей, заканчивая модой и искусством. «Фишкой» этого издания было большое количество полезных приложений: выкройки в полную величину, книги для записи кулинарных рецептов, тетради для учета семейных сбережений и много другое.Важное нововведение этого журнала — интерактивные рубрики «Почта» и «Телефон», в которых читательницы могли предлагать темы для обсуждения и оставлять комментарии на уже вышедшие статьи. В рубрике «Беседы игрушечной маркизы» анонимная особа отвечала на откровенные вопросы дам о семейной жизни и любви. Конкуренты мгновенно подхватывали эту идею и вводили похожие рубрики в своих изданиях.С началом первой мировой войны дамские журналы делали акцент на роли женщины в обществе. Теперь она не просто хозяйка, а «мать — гражданка — жена».Выпущенный в 1914 году журнал «Женская жизнь» показывает читательницам, как можно реализовать себя вне дома. Статьям о модных веяниях, красоте и домоводстве отводится всего несколько страниц. Остальные полосы наполнены серьезными темами о сестрах милосердия, благотворительных организациях в поддержку русских солдат и жизни женщин в оккупированных городах.Впрочем, военные события не мешали модным изданиям выпускать обзоры актуальных нарядов и давать рекомендации на тему любви, семьи и воспитания детей.