Способы, при помощи которых Голливуд обманывает вас насчёт пиратов (10 фото) . Чёрт побери

Нaчинaя oт «Пирaтoв Кaрибскoгo мoря» и зaкaнчивaя «Oстрoвoм сoкрoвищ» (a тaкжe «Плaнeтoй Сoкрoвищ», «Тaйнoй oстрoвa сoкрoвищ» и «Oстрoвoм сокровищ маппетов»), серебряный экран многому научил нас о пиратах. Однако все создатели фильмов допускают вольности, приводящие к ошибочному пониманию реальной жизни морских разбойников. Далее представлены десять заблуждений о пиратах, которые возникли благодаря Голливуду.

Пираты были преступниками

Пират – это любой, кто использует море для совершения грабежей. Этот термин охватывает целый ряд видов морской деятельности, начиная от набегов викингов на побережье и захвата судов сомалийскими пиратами. Однако большинство людей думают о пиратах Карибского моря, которые разбойничали между 1650 и 1720 годами – в период, известный как Золотой век пиратства. Действие фильмов из серии «Пираты Карибского моря» как раз происходит в конце этого периода.

Однако существовала и форма легального пиратства. Любой, у кого был корабль (или возможность получить заем, чтобы приобрести его), мог обратиться к правительству за каперским свидетельством. По сути, это была лицензия на пиратство. В то время Испания перевозила большие количества золота и серебра через Карибское море. Франция и Англия желали заполучить эти сокровища, поэтому они с радостью выдавали лицензии любому, кто решил попытаться украсть их — при условии, что определённый процент добычи причитался правительству.

Историки считают, что Золотой век пиратства подошёл к концу, когда Испания перестала перевозить сокровища через Карибское море, в результате чего Франция и Великобритания прекратили выдавать каперские свидетельства и переключились на незаконных пиратов, которые досаждали их колониям.

Пираты – благородные антигерои

Пираты не были сторонниками насилия, поэтому нежелание Джека Воробья встретиться лицом к лицу со своими противниками имеет историческое подтверждение. Хорошие корабли и экипаж стоили недёшево, так что избегать столкновений было в интересах пиратов. Их целью было убедить другой корабль сдаться без кровопролития. И наилучший способ сделать это заключался в том, чтобы нагнать ужас на противников, дабы они даже не пытались бороться с ними.

С целью убедить людей безропотно отдавать свои богатства пираты обращались к пыткам. Они подвешивали жертв за руки, избивали тесаками, отрезали по очереди пальцы и вставляли горящие спички в веки.

Это сработало. Пираты вселяли такой сильный ужас, что многие корабли добровольно сдавались, чтобы избежать насилия.

Пираты постоянно употребляли фразы вроде «Разрази меня гром»

Пираты не разговаривали каким-то особенным образом. Они были обычными моряками, которые возвращались с работы на торговых судах или других парусных суднах. Если бы они употребляли в речи определённые словечки или фразы, то это выдавало бы их охотникам за пиратами.

Слова и фразы, которые ассоциируются с пиратами (вроде «тьфу», «дружище» и «Разрази меня гром»), стали результатом более поздней драматизации. Лайонел Бэрримор добавлял «тьфу» к своим словам, когда снимался в роли Билли Бонса в «Острове сокровищ» 1934 года. Английский актёр Роберт Ньютон произносил то же самое, когда играл Джона Сильвера в невероятной популярной версии «Острова сокровищ» 1950 года. Ньютону позволили говорить с акцентом уроженца Уэст-Кантри, который он сохранил, снимаясь в роли Чёрной Бороды в фильме «Пират Чёрная Борода» и сериале «Приключения Лонга Джона Сильвера». Его манера говорить формировала в общественном сознании типичный образ пирата со своеобразным лексиконом.

Эта вымышленная пиратская речь стала настолько популярной, что два друга из Орегона сделали 19 сентября Международным днём «Говори как пират». Эту дату выбрали потому, что это был день рождения бывшей супруги одного их них.

Пираты зарывали сокровища

У настоящих пиратов не было причин прятать под землёй свои сокровища. Добыча почти сразу же делилась и распределялась между членами экипажа в соответствии с рангом. Это могло быть золото и серебро, а также ткани, какао и специи. Как только пираты получали свою часть состояния, они быстро тратили её. Они не видели необходимости в накоплении богатства. Это была опасная, потенциально преступная работа, поэтому нужно было жить сегодняшним днём.

Тем не менее, было несколько примечательных исключений. Английский пират сэр Фрэнсис Дрейк зарыл несколько тонн золота и серебра вдоль Панамского побережья, чтобы спрятать их от испанцев, но вскоре он и его команда извлекли их из земли. Капитан Кидд также зарыл клад на Лонг-Айленде, когда бежал от британской короны, но не смог вернуться туда, потому что был арестован. Вскоре его откопали и использовали против него на суде. Слухи о том, что он зарыл клад в других местах, по сей день не дают покоя кладоискателям.

Аналогичным образом, пираты не составляли карт сокровищ, ведь они позволили бы любому, кто ими завладел бы, найти клад. Этот миф был популяризирован экранизациями «Острова сокровищ», а также идеей о том, что «место помечают крестом».

Пираты и чёрная метка

Чёрная метка была придумана Робертом Льюисом Стивенсоном во время написания романа «Остров Сокровищ». В книге кусок бумаги с чёрным пятном даётся пирату в качестве обвинительного приговора. Если он его не опровергает, то его наказывают — это может быть всё, что угодно, от лишения права на лидерство до смертной казни.

В «Пиратах Карибского моря: сундук мертвеца» чёрной меткой помечают тех, кто обязан служить Дейви Джонсу. В наказание Кракен следит за обладателями метки. Аналогичная концепция чёрной метки используется в пиратском эпизоде «Доктора Кто».

Несмотря на её популярность в художественной литературе, пираты не использовали чёрную метку. Если они хотели свергнуть лидера, они просто делали это. Предупреждая человека о том, что вы собираетесь убить его, даёт ему шанс убежать. У пиратов не было необходимости в затянувшемся напряжении, которое добавляло красок в вымышленные истории вроде «Острова сокровищ».

Пираты и хождение по доске

Первым писателем, заставившим своих героев ходить по доске, был Даниэль Дефо. В своей книге «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами», вышедшей в 1724 году, он повествует о том, как пираты сказали своим пленникам, что они могут получить свободу, пройдя по деревянной планке, часть которой находилась за бортом.

После этого «хождение по доске» включили в «Остров Сокровищ», «Питера Пэна», «Монти Пайтона», «Пиратов Карибского моря» и даже «Звёздные войны: Возвращение джедаев». Как бы то ни было, в истории нет доказательств того, что пираты заставляли своих жертв ходить по доске. Они, однако, предпочитали не менее ужасные наказания, такие как порка, высадка на необитаемом острове и убийство. Если они хотели избавиться от человека, они просто бросали его за борт.

Самое раннее историческое упоминание о хождении по доске исходит не от пирата, а из показаний помощника хирурга перед Палатой общин. Он описал, как офицеры невольничьего корабля обсуждали, стоит ли заставлять рабов ходить по доске, чтобы сэкономить на еде.

Пираты и повязка на глаз

Существует мало исторических свидетельств, указывающих на то, что пираты носили повязки на одном глазу. Единственным пиратом, который делал это, был знаменитый Рахма ибн Джабир аль-Джалахима: он лишился глаза в бою. Он приобрёл известность как один из самых страшных пиратов Персидского залива.

Существует теория, что пираты носили повязки не для того, чтобы прикрыть отсутствующий глаз, а для того, чтобы один глаз был приспособлен к темноте на случай ведения сражения под палубой. Поскольку человеческому глазу требуется около 25 минут, чтобы приспособиться к полной темноте после яркого солнца, наличие одного глаза, адаптированного к условиям отсутствия света, обеспечивает значительное преимущество при попытке сражаться с противниками под палубой корабля. Разрушители легенд дали теории оценку «правда».

Эта теория, по-видимому, возникла в 1930-х годах, когда Соединённые Штаты рассматривали ношение повязки на глаз как потенциальную военную тактику. В военно-морском справочнике 1939 года говорится: «Приспособленность одного глаза к темноте не зависит от приспособленности к темноте другого глаза. Этим фактом можно воспользоваться, наложив повязку на один глаз».

Пираты и Весёлый Роджер

Весёлый Роджер – череп со скрещенными костями на чёрном фоне – повсеместно считается пиратским флагом. Его использовали Сэмюэль Беллами, Эдвард Инглэнд и Эдвард Тич по прозвищу «Чёрная Борода». Тем не менее, у пиратов не было централизованной власти, поэтому пиратские корабли могли плавать под собственным флагом.

Одни экипажи решали, что череп и скрещенные кости – это слишком минималистично, поэтому размещали на флаге целый скелет. Другие предпочитали песочные часы, чтобы напомнить жертве, что у неё истекает время. Использовались также фигуры, пронзающие сердце. Уолтер Кеннеди не мог решить, какие символы разместить на флаге, поэтому он выбрал череп, скрещенные кости и обнажённого мужчину, держащего меч и песочные часы.

Пираты не поднимали своих флагов до тех пор, пока не оказывались как можно ближе к цели. У кораблей, однако, было достаточно времени, чтобы впасть в панику и решить сдаться. Таким образом, пираты заполучали корабль, полный сокровищ, без особого труда.

Пиратские корабли были огромными

Стандартное изображение пиратского корабля – большой трёхмачтовый галеон с рядами пушек. Хотя такие суда часто встречались в королевском флоте, пираты не были их поклонниками. Галеоны были большими и тонули глубоко под ватерлинией, что не подходило банде преступников, которым нужно было быстро скрыться. Пираты предпочитали небольшие одномачтовые шлюпы, которые при необходимости могли прятаться на мелководье.

Причина, по которой ассоциация пиратов с маленькими судами не укоренилась в общественное сознание, заключается в том, что их трудно снимать на камеру. Большие корабли кажутся более впечатляющими и больше подходят для грозных пиратов. Кроме того, проще погрузить всё необходимое оборудование на большое судно, чем пытаться найти ему место на маленьком. Кроме того, огромный корабль предоставляет актёрам больше пространства для игры.

Пираты были белыми

Современные фильмы из серии «Пираты Карибского моря» пытались исправить это заблуждение, но факт остаётся фактом: на протяжении всей истории пиратского кино почти всех пиратов изображали белыми. Создатели экранизаций «Острова сокровищ» и «Питера Пэна» не были особо заинтересованы в исторической достоверности при подборе актёров на роли пиратов.

На самом деле всё было далеко не так. Пираты регулярно совершали набеги на невольничьи суда в поисках сокровищ и часто предлагали рабам свободу в обмен на присоединение к пиратской команде. На некоторых пиратских кораблях более четверти экипажа были освобождёнными рабами. Пиратские корабли были также одними из немногих мест, где чернокожие американцы обретали права. У капитана Кидда был черный квартирмейстер, а команда Чёрной Бороды, как известно, состояла в основном их чернокожих мужчин.

Поскольку пираты были, прежде всего, моряками, они могли иметь разные национальности и происхождение. Пиратские корабли были редкой возможностью для людей разных рас и культур объединиться, чтобы грабить и делить добычу.