O бoгaтствe, бeднoсти, смeрти, жизни, пeнсиoннoй рeфoрмe, триумфax и aпoфeoзax, жeнщинax, дeтяx, рaбax и импeрaтoрax.
Инсулы и двoрцы
В дрeвнeм Римe у богатых не было отдельной Рублёвки, роскошные дома сенаторов стояли впритык к грязным инсулам (так назывались многоэтажные дома в Риме), которыми зачастую сенаторы и владели, живя на доходы с аренды. Римляне считали, что почётно жить на доходы с владений, а работать «на дядю», какой бы не была работа, позорно. Богатство римских богачей оценивалось в основном в черепицах. Говорили, что, скажем, у Биггуса Дикуса дом в 20 тыс. черепиц.
Неизвестно, сколько черепиц покрывало императорские дворцы, но Нерон отгрохал себе такие хоромы, что занял весь Палатинский холм (английское слово palace происходит как раз от названия этого холма, где строил себе дворец ещё Ромул). Во дворце стояла 36-метровая статуя Нерона. Золотой дом Нерона считается крупнейшим дворцом Европы, к сожалению, до наших дней он не сохранился. А Калигула, по слухам, воздвиг себе такой дворец, что храм Диоскуров, стоявший на Формуе, стал всего лишь скромной пристройкой к дворцу.
Неудобство такого совместного проживания было в том, что улица у богачей и бедняков была общая. На улицу из туалетов инсул выливали нечистоты, там стояли резервуары для мочи, необходимой для прачечных, по ним ездили грузовые повозки и шатался разный сброд из провинций. Сенат запретил грузовым повозкам колесить по узким римским улочкам днём, чтобы не мешать гражданам ходить, но тогда стало невозможно спать ночью.
Рим каждый год затопляло, но при этом в инсулах чем выше жильё, тем оно меньше и беднее. Так что от воды страдали жители нижних этажей. У богачей обязательно была загородная вилла, куда можно было смотаться на время от нищеты, болезней и потопов.
Кстати, ещё одним признаком богатства было наличие кухни в доме. Богатые могли себе позволить есть дома, а бедные всегда обедали в уличных забегаловках.
Мусорный памятник империи
В Риме сохранилась свалка, образованная в середине II века н.э. Холм Тестаччо, а по-русски «Гора черепков», высотой в 50 м почти полностью состоит из глиняных черепков. По приблизительным подсчётам жители древнего Рима использовали 20 млн литров оливкового масла в год, почти всё масло везли в столицу из испанской провинции в больших 100-литровых глиняных сосудах. Сосуды были одноразовыми, так как масло впитывалось в стенки и влияло на вкус налитого во второй раз масла. Поэтому сосуды выкидывали на свалку. В «Симпсонах» есть достопримечательность — свалка горящих покрышек, а в Риме — свалка разбитых сосудов для масла.
Женщины и дети
Там где грязь, там и болезни, которые не щадили ни бедных, ни богатых. В эпидемиях был лишь один плюс, они спасали город, куда стекались люди из провинций, от перенаселения.
В Древнем Риме была ужасающая детская смертность. Поэтому мало у кого из императоров имелся прямой наследник. В основном они усыновляли кого-нибудь незадолго перед смертью (правда, когда войска посадили на трон Септимия Севера после убийства очередного императора, он, чтобы оправдать свою власть, объявил об усыновлении задним числом императором, который уже 10 лет как лежал в склепе). Усыновление было частой практикой в Римской империи, причём усыновляли либо юношей, либо уже взрослых мужчин. Усыновлять младенца или даже пятилетку не было смысла, так как вероятность того, что он умрёт, не дожив и до десяти лет, была довольно высока. Если кому-то нужен был ребёнок, то его можно было взять на свалке, куда спокойно и без общественного осуждения выкидывались нежеланные или рождённые с дефектами дети. В древних законах двенадцати таблиц даже был закон регламентирующий оставление дитя на свалке. Нуждающиеся в слугах римляне ходили на свалку за будущими рабами.
Детский труд в Римской империи считался нормой. На надгробии одного четырёхлетнего малыша в Испании, вырезан ребёнок шахтёр с древним инструментом для работы в шахте.
Не только детская смертность была высокой, но и вынашивание ребёнка в древности было большой проблемой — умирала либо мать, либо ребёнок, либо оба. Кесарево сечение, одна из древнейших операций известная человечеству, применялась только к мёртвым. Опять-таки в законах двенадцати таблиц было сказано, что женщину, умершую при родах, нельзя похоронить, не вынув плод.
Женщина в Древнем Риме имела больше свободы, чем женщина в Древней Греции. Например, в Греции женщина не могла обедать вместе с мужчинами, а в Риме могла. До нас дошла история, когда римляне обедали у грека и попросили пригласить к столу его дочь. Грек сказал, что у них так не принято, завязался спор, который окончился смертью слуги и травмами хозяина. При этом по римским законам муж мог убить уличённую в измене жену. Кстати, в Риме не было процедуры бракосочетания. Паре достаточно было решить, что они муж и жена, чтобы стать мужем и женой.
Женщина даже могла продавать и покупать недвижимость. Правда, если она ещё не родила троих детей, то её действия должен был одобрить назначенный ей в опекуны мужчина. Чтобы избавиться от опекуна, знатная римлянка должна была родить трёх детей, а простолюдинка — четырёх, выполнив тем самым свой долг перед страной.
Рабы
В Риме было много рабов, и все рабы жили по-разному. Раб мог попасть из завоёванной страны, получить место при дворе императора в качестве личного секретаря, потом стать вольноотпущенником и разбогатеть. А мог раб родиться у рабыни и вкалывать всю жизнь в поле. Хозяева часто давали рабам свободу, но в основном тогда, когда раба уже было невыгодно содержать. То есть давали свободу пожилым или получившим травму рабам, неспособным более в полном объёме выполнять свои обязанности. Платить рабу пенсию было экономически невыгодно.
Однако было у рабов-стариков одно занятие, благодаря которому они могли задержаться в доме хозяина. Слово «педагог» с древнегреческого переводится как «ведущий ребёнка». Этим словом в Древней Греции называли рабов, которые сопровождали детей в школу и приглядывали за ними на улице. Если раб был грамотным, он мог также подготовить ребёнка к школе, но в основном он был всего лишь сопровождающим. Римляне по примеру греков тоже ввели у себя такую рабскую должность.
Пенсионная реформа «сына бога»
Цезарь, заколотый заговорщиками в мартовские иды (15 марта), не оставил наследников. Но успел ещё при жизни усыновить своего внучатого племянника, который вошёл в историю как создатель Римской империи император Октавиан Август. Заговорщики убили Цезаря, чтобы не дать ему превратить республику в империю, но вышло всё с точностью да наоборот.
Август сделал то, что до него не догадался сделать никто, а сейчас его инициативы уже стали классикой управления государством. Август вмешивался в выборы, не стесняясь; он посадил в сенат своих людей, принимавших нужные ему решения (например, провозглашение его «сыном бога»); он спонсировал скульпторов, художников и писателей на государственном уровне, чтобы они прославляли его (благодаря этому сохранилось множество изображений Августа). Чтобы люди не очень переживали по поводу того, что император прибрал к рукам всю власть, Август не забывал давать народу хлеба и зрелищ.
Август стал пожизненным консулом, с неохотой приняв эту должность от подконтрольного ему сената. Август купил не только сенат, но и армию. До реформы Августа каждый генерал самостоятельно собирал армию, устанавливал зарплату легионерам, срок службы и т.д. Генерал с большой армией мог легко захватить власть (как сам когда-то сделал Август). Август поставил армию в зависимость от императора, проведя пенсионную реформу и назначив солдатам крупные пенсионные выплаты от государства. Правда, вскоре выяснилось, что сумма пенсионных выплат слишком велика, империи негде брать деньги. Тогда легионерам подняли пенсионный возраст с 16 до 20 лет службы, а вместо земельного эквивалента суммы пособия стали давать непригодные для земледелия участки земли.
Апофеоз и триумф
Август ещё прославился тем, что он прекратил традицию триумфов, главного развлечения благородных мужей Рима. Триумф — это такая победная процессия, в которой по Риму проходили представители завоёванных народов, рабы проносили захваченные богатства, а во главе процессии на колеснице следовал император в плаще, снятом со статуи Юпитера, и в лавровом венке. На один день смертный становился богом, на следующий день плащ возвращался Юпитеру, и венок снимался с головы. О том, что триумф не вечен, триумфатору напомнил стоящий за ним раб и время от времени говоривший «Memento mori» (Помни о смерти). Первым забыл о смерти Цезарь, получивший разрешение носить плащ и венок, когда захочет.
Август повелел вырезать на Форуме имена всех триумфаторов прошлого, начиная с Ромула, так, чтобы для новых имен места не осталось. С тех пор все победы империи принадлежали только императору.
Забрав у сенаторов и полководцев возможность побывать богом, Август продолжил начатую Цезарем традицию становится богом навсегда.
Для обожествления Цезаря и Августа сенату потребовался формальный повод. Якобы вознесение на небеса Цезаря ознаменовала пролетевшая в тот день по небу комета, а в день похорон Августа один сенатор, которому вдова Августа Ливия заплатила миллион сестерциев, поклялся, что видел, как император поднимался на небо. После такого свидетельства сенаторам ничего не оставалось, как учредить культ бога Августа. После Августа каждый император становился богом в независимости от наличия свидетелей вознесения, процедура апофеоза (обожествления) стала формальной. Император Веспасиан на смертном одре пошутил: «Увы, кажется, я становлюсь богом…»
В римский пантеон можно было втиснуть сколько угодно много богов. Мало того, что каждый император после Августа становился богом, так ещё и их жёны и дети тоже официально возносились на небеса.