30+ малоизвестных фактов о том, что на самом деле творилось на съемках всенародно любимых советских фильмов . Чёрт побери

Сoвeтскиe фильмы чaстo снимaлись в oчeнь стeснeнныx услoвияx, пoрoй нe дaвaл рaзгуляться oгрaничeнный бюджeт. Тяжeлo прeдстaвить, скoлькиx трудoв стoили даже отдельные сцены, ставшие сегодня культовыми. Создатели были вынуждены прибегать к различным хитростям и идти на риск. Но благодаря гениальным находкам режиссеров наши любимые кинокартины и стали такими атмосферными.

Мы в chert-poberi.ru целиком и полностью разделяем любовь к старым отечественным кинолентам. Сегодня расскажем, как снимались шедевры, завоевавшие всенародную любовь.

1. Мэри Поппинс, до свидания (1983)

Вживаясь в роль мисс Эндрю, Олег Табаков наблюдал за своей тещей. Он освоил маникюр и даже научился ходить в женских туфлях. Партию бэк-вокала в композиции «Непогода» исполнила Наталья Ветлицкая, которая на тот момент была еще неизвестной певицей.

2. Десять негритят (1988)

В начале фильма неизвестный герой ставит на поднос фигурки негритят: в кадре мелькают рука в черной перчатке и нечеткое отражение лица. Многие зрители были убеждены, что это и есть убийца, и высматривали его среди персонажей. Но на самом деле это был режиссер картины — Станислав Говорухин. По сюжету дворецкого Роджерса, роль которого сыграл Алексей Золотницкий, зарубили топором. После того как актеру нанесли кровавый грим, его попросили полежать под дождем для усиления эффекта. На артиста в таком виде наткнулись туристы, которые разбежались в ужасе, когда Золотницкий повернул к ним голову.

3. Зимний вечер в Гаграх (1985)

Образ певицы Ирины Мельниковой был навеян Аллой Пугачевой, которой изначально предложили эту роль. Однако она отказалась играть «скандальную звезду» и потребовала внести изменения в сценарий. Шахназаров не захотел ничего переписывать и утвердил Наталью Гундареву. Роль дочери Беглова оказалась для Светланы Амановой пророческой. В фильме она заявляет отцу, что выходит замуж за журналиста. Спустя несколько лет актриса стала женой Павла Гусева, главного редактора газеты «Московский комсомолец».

4. Золушка (1947)

Фаину Раневскую, сыгравшую роль Мачехи, приходилось гримировать слишком долго. В итоге ей за щеки положили кусочки ваты, а нос подтянули с помощью проклеенного кусочка тюля, чтобы сделать вздернутым.

Золушка смогла продержаться в туфлях только пару секунд. Все из-за того, что они были изготовлены из оргстекла и в них оказалось невозможным передвигаться.

5. Весна (1947)

Любовь Орлова, которой на момент съемок было 44 года, сильно переживала из-за возраста. Она уже планировала закончить кинокарьеру и перейти в театр. Режиссер смог разубедить актрису, считавшую, что камера перестает ее «любить». Изначально фильм должен был выйти в цвете, но в итоге было решено использовать черно-белую гамму. Кроме того, Орлову снимали под определенными углами и использовали мягкую подсветку снизу.

6. Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)

Александру Калягину сразу досталась главная мужская роль. Правда, утвердив его, Никита Михалков взял фото актера и нарисовал контур, показав, до каких размеров нужно похудеть. Калягин сначала очень возмутился. Однако когда режиссер отрезал: «Не хочешь — будем пробовать Мягкова», — решительно занялся подготовкой: сел на гречневую диету и скинул 25 кг. В театре артист никому не говорил о новой роли в кино, заставив коллег, наблюдавших, как тот буквально тает на глазах, сильно поволноваться. На репетициях текст проговаривали на несуществующем языке, который отдаленно напоминал татарский или узбекский. Михалкову хотелось, чтобы актеры научились доносить замысел на эмоциональном уровне и героев можно было понимать без слов.

Чтобы сохранить чеховскую атмосферу, артисты в перерывах между съемками продолжали обращаться друг к другу по имени-отчеству, а также вели разговоры о высоком искусстве.

7. Алые паруса (1961)

Паруса для корабля капитана Грея сшили из ткани, которая в те времена использовалась для пионерских галстуков. Это был мягкий и шелковистый материал, красиво развевавшийся на ветру. Однако на пленке паруса выглядели темно-кирпичными, а не алыми. Операторам пришлось возиться с фильтрами, чтобы добиться необходимого цвета, и работать практически в авральном режиме: ткань очень быстро портилась от морской воды.

Василий Лановой упросил режиссера раздуть алые паруса не в Коктебеле, как задумывалось, а в Ялте. Дело в том, что там отдыхала жена актера, и он хотел устроить для нее сюрприз. Широкий жест оценила не только супруга, но и прохожие, наблюдавшие, как величественный парусник причалил к берегу.

8. Большая перемена (1973)

Когда фильм, рабочее название которого звучало как «Приключения школьного учителя», еще снимался, о нем написали в газете «Вечерняя Москва». Редакцию газеты завалили возмущенными письмами учителя, которые считали, что такая серьезная вещь, как педагогика, не тема для комедии и называть их тяжелый труд приключениями просто недопустимо. Режиссера и сценариста вызвали в Министерство образования с просьбой поменять название. Те решили организовать соответствующий конкурс среди съемочной группы. В итоге победил вариант оператора Анатолия Мукасея. Светлана Крючкова получила роль в картине по воле случая. Тогда она училась на 4-м курсе театрального института и просто принесла на студию сценарий, который не понравился ее мужу, Юрию Векслеру, претендовавшему на роль Ганжи. Там она встретилась с режиссером Алексеем Кореневым, и он сразу пригласил Светлану на пробы.

9. Здравствуйте, я ваша тетя! (1975)

Бюджет был очень ограниченным, поэтому фильм снимали в маленьком павильоне «Останкино», а костюмы шили в единственном экземпляре, и их очень берегли. Сестра Нонны Мордюковой, работавшая костюмером, слезно просила снять сцену кидания тортами с одного дубля. Но актеры провалили задачу: Калягин захохотал прямо в кадре, когда торт полетел в Джигарханяна. Кстати, торты были ненастоящими: их изготовили из зубной пасты. Режиссеру очень хотелось, чтобы в фильме появлялась настоящая обезьяна (ведь тетя из Бразилии, где их очень много). Но шимпанзе, которого привезли на площадку, напал на 2-го режиссера, разодрав ему руку до крови, так что потребовалось сделать аж 3 операции. Решили взять маленькую ручную обезьянку. Однако Тамара Носова отказалась сниматься с ней, так что животное поручили Татьяне Веденеевой.

10. Вас ожидает гражданка Никанорова (1978)

Борислав Брондуков, которому по сюжету нужно было осматривать деревенских коров, блестяще справился с ролью ветеринара. После съемок эпизода к актеру подошли местные доярки, которые хотели полечить у него своих буренок. Оказывается, они наблюдали за работой киногруппы и решили, что роль Дежкина играл настоящий ветврач. Когда снималась начальная сцена, едва не произошла трагедия. На Наталью Гундареву, режиссера картины Леонида Марягина и осветителей вылетел грузовик, потерявший управление. Актриса с силой вытолкнула Марягина из-под колес, и они вместе упали в кювет. К счастью, обошлось без жертв, пострадала только аппаратура.

11. Бумбараш (1972)

Людей для массовки удалось набрать чудовищно мало: от силы человек 30. Чтобы отснять сцену с постоянной сменой власти в селе, пришлось схитрить. Сначала снимали эпизод с приходом красных, затем статистов переодевали в белых, а потом все облачались в костюмы зеленых. На главную роль проходил пробы Михаил Кононов, но Валерий Золотухин, игравший тогда в Театре на Таганке, просто мечтал сняться в кино. Актер назначил встречу режиссеру Николаю Рашееву и, узнав, что уже есть претендент, заявил: «Если хотите сделать хороший фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть в вечность — возьмите меня». Рашеева покорил такой напор, и он решил утвердить Золотухина.

Екатерина Васильева чуть не получила ожоги на съемках. По сюжету актрисе нужно было сидеть в горячей ванной, под которой разгорался костер. Ассистент режиссера забыл про огонь: увлекся импровизированным выступлением Золотухина, который в перерыве развлекал всех байками и частушками. Васильева почувствовала жар, выскочила из ванны и, выкрикивая ругательства, убежала.

12. Будьте моим мужем (1981)

Съемки фильма проходили в пригороде Сочи Лоо, который был просто переполнен туристами. Это сильно мешало рабочему процессу. Особенно докучали поклонницы Андрея Миронова. Во время работы над сценой на пляже с Мироновым и Владимиром Басовым режиссер картины Алла Сурикова безуспешно пыталась перекричать толпу, собравшуюся вокруг съемочной площадки. Поняв, что люди не собираются расходиться, она расстелила полотенце рядом с актерами и руководила процессом, попутно загорая. Для съемки сцены в ресторане вместо шампанского по бутылкам разлили лимонад, закрыли их и поставили на солнце, чтобы при открывании раздался хлопок. Одна из емкостей открылась с нужным звуком, жидкость запенилась, со 2-й получилось то же самое. Алла Сурикова попробовала напиток, открыв 3-ю бутылку. И тут выяснилось, что директор ресторана не мог допустить, чтобы всеобщий любимец Андрей Миронов пил в его заведении какую-то газировку, и подменил реквизит.

13. Человек-амфибия (1961)

Сценарий картины был утвержден с большим трудом: на «Ленфильме» идею для экранизации посчитали большой авантюрой. В газете The New York Times появилась статья, в которой создателям киноленты пророчили провал: «Сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе». Анастасия Вертинская, исполнившая главную роль, до съемок не умела плавать. Но позже актриса даже отказалась от дублеров и выполнила очень сложный трюк: опустилась на дно и какое-то время лежала там абсолютно неподвижно. Оператору Эдуарду Розовскому хотелось придать глазам Ихтиандра и Гуттиэре особенное выражение. Для этого по обеим сторонам от актеров поставили специальные лампы с голубыми и зелеными фильтрами, свет которых просвечивал глазное дно и усиливал цвет глаз. По задумке Розовского, в них отражались краски двух стихий: земли и воды.

14. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (1964)

Роль мальчика, который спрашивал: «А чего это вы тут делаете?» — появилась по воле случая. Однажды Элем Климов побывал на празднике для детей во Дворце пионеров. Возвращаясь домой на троллейбусе, он встретил Славу Царева. «Такого лица я не видел, — вспоминал режиссер. — От улыбки удержаться невозможно. Как такого упустить! Думаю, ну раз нет такого персонажа в фильме, надо его придумать». В сценарии Слава записан как «мальчик с профилем Гоголя». Ассистенты приглашали на пробы детей, учившихся в школе рядом с «Мосфильмом». Главным критерием отбора было умение плавать. Ребята быстро смекнули, что «пловцы» уйдут с уроков, и сниматься вызвался весь класс, в том числе не умеющий плавать Витя Косых. В итоге детей отправили не плавать, а читать стихи и басни, а Витя дебютировал в роли Кости Иночкина.

15. Не может быть! (1975)

Для съемок свадебного застолья в заключительной новелле купили настоящие продукты. Актеры старались отыграть сцену поскорее: директор картины распорядился, чтобы еду облили керосином. Иначе она могла испортиться или кто-нибудь рискнул бы ей полакомиться. Запах стоял просто невыносимый. И только черная икра оказалась поддельной: это была охотничья дробь, которую полили растительным маслом.

Как вы считаете, сложности при съемках фильмов идут им на пользу?

Фото на превью Не может быть! / Мосфильм