Минтрaнс Рoссии нaпрaвил нa рeгистрaцию в Минюст дoрaбoтaнную вeрсию скaндaльнoгo прoeктa пoпрaвoк в Фeдeрaльныe aвиaциoнныe прaвилa (ФAП) в чaсти провоза ручной клади. По сравнению с первоначальной версией, против которой проголосовали 98% высказавшихся на портале проектов нормативных актов, в проект внесены ряд улучшений. Вместе с тем документ, который обретет силу нормативного акта через несколько недель, все же отменяет часть имеющихся сейчас гарантий по бесплатному провозу ручной клади и ухудшает ситуацию для большинства пассажиров, сообщает Aviablogger.com.
Что нового в последней версии проекта? Не так уж много. Ключевым изменением стало внесение в список безусловно бесплатно провозимых в салоне предметов пункта «товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет». Это несомненное улучшение — как для многих пассажиров, так и для магазинов Duty Free в аэропортах. С другой стороны, новый пункт формально позволяет провозить лишь покупки из магазинов DutyFree, а товары из соседних аэропортовых магазинов, которые не запечатываются (сувениры, прессу, мелкую парфюмерию и тому подобное) — нет.
Кроме того, магазинов Duty Free во внутренних секторах аэропортов нет, и стало быть, все это формально относится только к международным рейсам. Не исключено, что часть перевозчиков будут толковать этот пункт расширительно, позволяя провоз любых аэропортовых покупок. Однако возможно, что отдельные ретивые авиакомпании будут применять его буквально, разрешая один и тот же товар на международных рейсах и запрещая его на внутренних.
В список безусловно бесплатных предметов вернули также букет цветов. Это малозначащее изменение, ибо мы затруднились вспомнить случаи подобного провоза в принципе. С букетом цветов обычно встречают в аэропорту, а не везут его с собой в самолете. С другой стороны, авиакомпания «Победа» недавно умудрилась даже проиграть суд по поводу необоснованного отказа пассажиру в провозе такого букета. Видимо, кому-то это все-таки иногда нужно.
Какая в итоге норма бесплатной ручной клади? Как и в прежнем варианте документа, минимальная бесплатная норма ручной клади — 5 килограмм. (по усмотрению авиакомпании, лимит может быть и больше). К сожалению, за перевозчиками оставили право произвольно определять габариты ручной клади, позволив им в том числе использовать и абсурдные варианты. Этим уже воспользовалась «Победа», ограничив своих пассажиров странным почти кубическим предметом в 36×30×27 сантиметров, непохожим ни на что, кроме городского рюкзака.
В целом абсурдна и сама по себе норма в 5 килограмм, поскольку подавляющее большинство пассажиров перевозят больше. Фактически такая норма лишь провоцирует авиакомпании заставлять пассажиров сдавать больше вещей в багаж за дополнительную плату. Подобная норма, в случае буквального применения ее авиакомпаниями также исключает использование очень популярных колесных чемоданчиков cabin size, поскольку любой из них с содержимым весит больше 5 килограмм.
Уже сейчас норму в 5 килограмм, помимо «Победы», используют еще несколько компаний — например, «Уральские авиалинии», Rusline, «Россия» (только на собственных рейсах не под управлением «Аэрофлота»), а также некоторые перевозчики, специализирующиеся на чартерах. После ввода в действия новой версии ФАП эта несуразная норма может распространиться еще больше.
А если пассажир превышает норму ручной клади? В новом варианте ФАП возможность взимания платы за ручную кладь вообще не предусмотрена даже теоретически. Все, что не поместилось в норму ручной клади и не относится к бесплатно перевозимым вещам, пассажир обязан сдать в багаж. При этом неизвестно, что делать в случае, если превышение нормы ручной клади обнаружилось уже у выхода на посадку, когда сдать в багаж стандартным способом уже ничего нельзя. Исходя из текста проекта, напрашиваются два возможных варианта — просто выбросить лишнее, или сдать излишек в багаж у выхода на посадку за дополнительную плату, вероятно равную сбору за место багажа.
Бесплатна ли перевозка рюкзаков в салоне самолета? И да, и нет. Как мы уже сообщали, новая версия списка бесплатно перевозимых предметов действительно включает рюкзак. Однако он включен туда в совершенно иезуитской формулировке — «рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика». Иными словами, авиакомпания вправе установить, допустим, вес в 1 килограмм или размеры 10×10×10 сантиметров — и вот уже никакой рюкзак никуда бесплатно не летит.
Словом, в нынешнем виде эта норма бессмысленна и оставляет вопрос о рюкзаке полностью на усмотрение авиакомпании — как если бы рюкзак вообще не упоминался в правилах. Чтобы этот пункт правил обрел какой-то смысл — должны быть установлены минимальные ограничения веса или габаритов рюкзака. Более того, проект вообще не устанавливает напрямую обязанность авиакомпании определить габариты и вес такого рюкзака.
Что еще в списке бесплатно перевозимых предметов? Помимо покупок из Duty Free и букета цветов, в список еще в прошлой версии вернули верхнюю одежду и вещи, необходимые по медицинским показаниям — лекарственные препараты, «специальные диетические потребности», трости, ходунки, роллаторы и иные технические средства реабилитации.
В списке также остались дамская сумка или портфель (их размеры по-прежнему не лимитированы, при этом бесплатный провоз рюкзака лишает пассажира права на дамскую сумку или портфель и наоборот), детское питание, детская люлька, костюм в портпледе, костыли или складная кресло-коляска. Однако авиакомпании получили право лимитировать вес и габариты детской люльки и отказывать в ее бесплатной перевозке, если она им не соответствует.
Что исключено из списка бесплатных предметов? В него так и не вернули всю электронику, в том числе мобильные телефоны, фотоаппарат, ноутбук, видеокамеру. Профессиональные фотографы и видеооператоры будут очень недовольны. Кроме того, исключенными из списка остались зонтик, папка для бумаг, печатные издания для чтения в полете. По мнению Минтранса, все это можно вложить в рюкзак или портфель или дамскую сумочку (!).
С электроникой есть еще одна проблема — для ее провоза многие используют компьютерные сумки вместо старомодных портфелей. Однако в бесплатном списке по-прежнему числятся только портфели, и неизвестно, будут ли авиакомпании относить к таковым и компьютерные сумки. Это оставляет почву для двояких толкований и потенциальных конфликтов.
Что с нормами сдаваемого багажа?В новой версии есть странное ограничение, требующее заранее извещать перевозчика о провозе места багажа весом более 30 килограмм. Сейчас этот лимит составляет 32 килограмма, и он общепринят в мире. Введение своего лимита в Минтрансе объяснили установленными законом санитарными нормами.
В остальном ФАП просто повторяют новую формулировку Воздушного кодекса (вступает в силу в октябре), по которой минимальная бесплатная норма составляет 10 килограмм, но только если пассажир купил билет с возможностью его возврата. Авиакомпании вправе устанавливать более высокие нормы и распространять их в том числе и на невозвратные билеты. В целом, этот пункт поправок чисто технический, так как ФАП не могут противоречить более высокому нормативному акту, в данном случае — Воздушному кодексу.
Что с суммированием норм багажа летящих вместе пассажиров? Формулировка была улучшена в прошлой версии поправок – суммирование норм распространяется не только на бесплатные нормы багажа, но и на платные. Летящие вместе два пассажира, каждый из которых имеет право, например, на провоз 1 места багажа по 23 килограмма, получат возможность сдавать, например, одну сумку в 30 килограмм, а другую в 15. Аналогично, если каждый из них купил по платному месту в 20 килограмм, они могут сдать, например, одно место в 25 килограмм и одно в 10 или 15. При этом любое место багажа не может весить более 30 килограммов.
Неурегулированным остался вопрос о суммировании веса багажа одного пассажира, имеющего право на провоз двух и более мест багажа. Обычно это относится к пассажирам бизнес-класса или участникам элитных уровней программ лояльности, а также к летящим по маршрутам, где действуют промоакции по провозу увеличенных норм багажа. Сейчас авиакомпании нередко запрещают пассажиру, имеющему право на провоз, к примеру, 2 мест по 23 килограмма каждое, сдать вместо этого одну сумку весом в 25 или 30 килограммов. В новом тексте эта проблема по-прежнему обойдена стороной.
Что еще есть в проекте? В основном несущественные мелочи. Среди прочего, отменяется бирка «ручная кладь» — сотрудников авиакомпаний и аэропортов на регистрации избавят от обязанности вешать ее на ручную кладь пассажира. Впрочем, этот пункт ФАП и ранее массово игнорировался, так что отмена бирки только узаконит происходящее.
Кроме того, чуть изменена формулировка об обязанности авиакомпании вернуть деньги за неиспользованную пассажиром норму платного багажа. По существу там мало что изменилось. Суть в следующем – если вы купили право на провоз платного багажа, но не воспользовались им (или воспользовались частично), то авиакомпания должна вернуть деньги за эту услугу. Но это не относится к случаю, когда пассажир выбирает более высокий тариф, включающий провоз большего количества багажа. Получить деньги назад можно лишь за неиспользованную отдельную покупку именно провоза багажа. Это также не покрывает случаи, когда пассажир, например, купил право на провоз места багажа в 20 килограмм, а провез только 13. Но вот если у авиакомпании еще была опция в 15 килограмм – то пассажир может вернуть разницу между ценой места в 15 и 20 килограмм.
Что в итоге? Минтранс принял позицию, близкую к группе «Аэрофлот», активно выступавшей за изменения ФАП, несмотря на возражения остальных авиакомпаний и явного большинства пассажиров. Гарантии по ручной клади в целом существенно урезаны, и теперь вменяемость нормы ее бесплатного провоза остается по большей части на усмотрение перевозчика и зависит от его разума и понятий — вернее, от того, считает ли он более выгодным брать больше сборов с пассажиров или привлекать их на свои рейсы лучшими условиями провоза ручной клади и багажа.
Есть в документе и правовая бессмыслица — формулировка условно-бесплатного провоза рюкзака достойна хит-парада бюрократической изворотливости, но не места в Федеральных авиационных правилах. Из явных улучшений по сравнению с действующими правилами стоит отметить появившийся бесплатный провоз покупок из Duty Free и гораздо более полные и четкие гарантии бесплатного провоза предметов, требуемых по медицинским показаниям.