Eсли eщe нeмнoгим мeнee стa лeт нaзaд рoдитeльствo былo обычным и привычным явлением, то в последнее время в обществе широко распространена позиция, в соответствии с которой родители – герои, ежесекундно совершающие подвиг во имя жизни. Как появилось и закрепилось это мнение?
Зачем люди заводят детей?
Семья в глазах общества не может считаться полноценной, если в ней нет детей. А в силу каких причин люди вообще решают завести потомство? Неужели все задумываются над глубоким философским подтекстом смысла жизни и хотят оставить на Земле после себя нечто важное?
И да, и нет. Основной отправной точкой выступает общественное мнение и давление. Вот, дескать, Маша/Даша, Петя/Вася уже в браке. И детки есть. Тебе тоже пора! Надо быть как все, не отставать.
Еще одна причина – отсутствие в жизни какой-то четкой цели. То есть силы, желание и возможности есть, а объекта для их реализации нет. Не раздумывать же каждый день о существовании инопланетян, не наглаживать по вечерам кошку по 3 часа, и не зависать по выходным в клубе? Можно, конечно, но все равно приестся.
Третий момент – стремление реализовать собственные нереализованные мечты. Не стал же папа известным хирургом, а мама – балериной? Очень вероятно, что отдуваться придется сыну или дочери.
Четвертая причина – естественный инстинкт размножения. От этого тоже никуда не деться, но сейчас в России чуть ли не половина детей – незапланированные. Социально стабильных родителей, у которых есть пара, работа, стабильный доход, жилье, меньшинство. Большая часть – это адепты теории про заек и лужайки и те, кто надеется (а также ждет и требует) разнообразные плюшки от государства.
Нельзя не отметить и давление религии, ведь церковь выступает против абортов, называя их убийством и поддерживая демографическую политику государства. Какую из перечисленных категорий родителей можно назвать героями?
Важные условия воспитания успешного человека
Немало взрослых и состоявшихся людей жалуется на проблемы из детства. Они вспоминают постоянные жалобы родителей (чаще матери), о загубленной молодости и возложении себя на алтарь родительства. Это совсем не проявление героизма. О нем можно говорить, если ребенок действительно добился определенных высот в жизни и стал счастливым. Чтобы это произошло, должны соблюдаться следующие условия:
Приобщение ребенка к труду. Домашние обязанности сейчас – больше исключение, нежели правило. Зачем заставлять ребенка мыть полы или учить его завинчивать шурупы? Еще успеет, да и есть для этого специалисты. И зря, поскольку имеющие в детстве обязанности люди во взрослом возрасте демонстрируют большую ответственность, самостоятельность и лучше взаимодействуют с другими.
Привитие социальных навыков. Умение взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми без подсказок мамы и папы значительно повышает шансы на успех во взрослом возрасте.
Высокие ожидания. Здесь важно не перекладывать на плечи сына или дочери собственные нереализованные стремления или просто мечты, а дать выбрать свой путь с учетом способностей и увлечений.
Здоровые взаимоотношения друг с другом. Сохранение семьи ради детей – распространенная ошибка, допускаемая родителями. На примере эмоционально далеких друг от друга людей, создающих видимость семьи, подросший ребенок просто не сможет создать собственные здоровые отношения и, соответственно, свою семью.
Минимизация стресса родителей. Эмоциональное заражение, то есть состояние, невольно передаваемое матерью ребенку в силу разных причин, важно исключать. Ведь стресс – не есть хорошо вне зависимости от возраста.
Баланс между авторитарностью и вседозволенностью. Сейчас весы больше склоняются во вторую сторону, доказательством чего является солидное число «яжематерей», твердо уверенных в том, что им и их детям все вокруг должны и обязаны. Ориентироваться при воспитании надо не на авторитаризм и либерализм, а на собственный авторитет. Это позволит воспитывать ребенка на личном примере, упростит его адаптацию в социуме и позволит снизить количество конфликтов в семье.
Отказ от поведенческого контроля в пользу психологического. Регулярное подавление желаний ребенка и навязывание собственного видения и мнения – это неправильно. Результатом такого воспитания будет незрелая личность, зависимая от чужого мнения и не умеющая принимать самостоятельные решения.
Спокойное восприятие неудач ребенка. Перфекционизм не так хорош, как о нем принято думать. И если полностью изолировать ребенка от возможных неудач и падений, заставляя его быть лучшим всегда и во всем, то это чревато множеством проблем и комплексов во взрослой жизни.
Минимизация использования компьютера и электронных гаджетов. Это уже серьезная проблема современного общества, поскольку электронные помощники в учебе и отдыхе «съедают» львиную долю времени, которое можно было бы потратить на то же живое общение, и даже вызывают серьезные зависимости.
Самоконтроль. Навыки самоконтроля, прививаемые с детства, значительно повышают шансы добиться успеха во взрослой жизни.
Отпуск по уходу за ребенком. Время, проводимое мамой с малышом, очень важно для ребенка. Оно формирует прочные связи между ним и родителями, помогающие в будущем улучшить здоровье – как физическое, так и психологическое.
Внимание. Формула, в соответствии с которой надо вкладывать в детей больше времени и меньше денег, работает. Материальные вложения, по крайней мере, в раннем детстве, это больше попытки откупиться, реализуемые затем в форме: «Мы же все для него делали, у него было все самое дорогое и лучшее!» Окруженные вниманием и заботой дети переносят такое поведение и во взрослую жизнь, что улучшает их отношения и повышает шансы на создание собственной гармоничной семьи.
Как вы считаете, действительно ли все родители – герои, и должно ли желание завести ребенка быть осознанным и взвешенным, или всему можно научиться в процессе воспитания?