В кoнцe мaтeриaлa «Зeмля, нa кoтoрoй стoит «КАМАЗ» — чья она?» мы анонсировали сегодняшний пост, в котором пойдёт речь об оплате труда строителей «КАМАЗа». Руководство страны прекрасно понимало, что на одном лишь энтузиазме построить огромный комплекс заводов не удастся. Рано или поздно людям потребуется что-то большее, чем просто ощущение причастности к Великому делу. Каким образом материально стимулировали романтику большого строительства — читайте ниже.
Два миллиона рублей премиальных на самом высоком уровне – ЦК КПСС и Совета Министров СССР – было выделено в 1971 году министерствам в виде поощрения за качественное выполнение работ на строительстве «КАМАЗа» и объектов промкомзоны. Доля дирекции Камского автозавода в этом «пироге» – 300 тысяч рублей. Самую солидную получили организации «Камгэсэнергостроя» с субподрядчиками. На документе автографы всех ключевых фигур.
Решением Госкомитета Совмин СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС от 17.10.1969 для работников строительных организаций Набережных Челнов и Нижнекамска вводится районный коэффициент к зарплате – 1,15. Это первый «бонус» для строителей.
Материальные стимулы в кадровой политике и при социализме трудно было переоценить. Генеральному директору строящегося автозавода предоставлялось право увеличивать установленные максимальные размеры премий до 50% тарифной ставки – в частности, рабочим РИЗа при переводе их со сдельной работы на повременную. Такими полномочиями Л.Б. Васильева наделили Госкомитет Совмин СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат ВЦСПС.
На открытие в городском отделении Госбанка расчётного счёта предприятию требовалось разрешение Министра. 3 августа 1971 года А. М. Тарасов подписывает такой приказ.
Отныне «КАМАЗ» – самостоятельный финансовый субъект. Курс рубля к доллару США в 1971 году, согласно официальному курсу Госбанка СССР, был 0,9 (максимальное значение) – 0,829 (минимальное, в конце года).
Укрепление рублём служб дирекции строящегося «КАМАЗа» – тоже своего рода закладка фундамента. Для этого в ведение Управления капстроительства передаётся из промышленности фонд заработной платы на 1971 год. Не беда, что на календаре уже 5 июля…
Исключительность, «особые условия» для Камского автозавода оговариваются руководством страны едва ли не в каждом документе. Беспрецедентное распоряжение подписал 15 октября 1971 года Предсовмина А. Н. Косыгин: с 1972 года на период строительства квалифицированным рабочим, прибывшим на ударную стройку и временно направляемым на работу не по специальности, до полугода могли выплачиваться доплаты до уровня среднего заработка по месту их прежней работы. Прибывшим по распределению молодым специалистам в 1971 году выдавали по окладу – 100 рублей.
В 1972 – 1974 гг. ради закрепления квалифицированных кадров «КАМАЗ», что называется, платит за всё: в том числе оплачивает стоимость проезда семей камазовцев, прибывших на постоянную работу. Те, кто приехал «по вызову», получают единовременное пособие, в простонародье – подъёмные. Размеры варьировались в пределах 240 – 300 рублей.
С учётом опыта «ВАЗа», по поручению Совмина СССР Госплан досрочно, с 1 декабря 1973 года, вводит для камазовцев новые условия оплаты труда.
«Масштаб КАМАЗа, – скажет потом Л. Б. Васильев, – потребовал разработки особых систем управления предприятием, организации труда на нём и решения ряда других проблем, присущих только ему».
Так на «КАМАЗе» вводится повременная система с доплатой за выполнение нормированных заданий (до 30% повременной части). Кроме того, всем работникам, занятым в основном производстве, выплачивается районный коэффициент в размере 15 % от заработной платы (в народе – «уральские»).
По опыту «ВАЗа» с 1974 года на «КАМАЗе» внедряется и бригадная система работы.
Но не только деньгами поощрялись камазовцы. Они строили новый Город будущего, в котором и собирались жить дальше. Новые квартиры — это тоже прекрасный стимул для того, чтобы с большим энтузиазмом, превозмогая неуют и неустроенность, ударно трудится. О том, как решался жилищный вопрос в строящемся городе — читайте в следующем нашем материале.