Прoизнoся фрaзу «Лeнь – двигaтeль прoгрeссa», oбычнo привoдят в примeр тeлeвизиoнный пульт ДУ.
Нa сaмoм дeлe движущeй силoй, привeдшeй к появлению этого полезнейшего предмета, явилась вовсе не лень, а более сильное чувство – ненависть.
Юджин Макдоналд, основатель корпорации Zenith, выпускавшей телевизоры, просто ненавидел рекламу. В 1946 году он заявил, что концепция телевидения, существующего за счет рекламы, обречена на быструю гибель, поскольку рекламные деньги не будут окупать дорогие (по сравнению с радио) телепрограммы. По его мнению, наилучшей моделью вещания были бы платные каналы (как мы теперь видим, Макдоналд не так уж и ошибался). Однако реклама на ТВ не собиралась умирать, и тогда Макдоналд решил поспособствовать ее смерти.
Он поставил инженерам компании задачу создать устройство, способное переключать каналы и выключать звук на расстоянии, чтобы владельцы телевизоров могли игнорировать рекламные ролики.
Первый пульт ДУ для управления телевизором был разработан Юджином Полли, сотрудником американской компании Zenith Radio Corporation в начале 1950-х. Он был соединён с телевизором кабелем. Его название – Lazy Bones, «Ленивые кости» – подчеркивало, что владельцу вовсе не обязательно вставать с дивана.
Пульт был соединен с телевизором проводом, при нажатии кнопки электромотор вращал механический переключатель каналов. Помимо того, что эти пульты были дорогими, хозяева часто спотыкались о тянущийся через гостиную провод, к тому же телеканалов тогда было очень мало, так что коммерческого успеха это изобретение не имело.
В 1955 году на рынок вышел Flash-Matic – первый беспроводной пульт в виде фонарика, который нужно было направить на один из фотоприемников, расположенных по углам передней панели (в зависимости от того, на какой угол светили, можно было переключать каналы, приглушать звук или отключать телевизор). Но и этот пульт не завоевал особой популярности. Фотоприемник телевизора воспринимал свет не только с пульта, но и от обычной лампы освещения, поскольку работал в видимом диапазоне. Это вызывало массу ложных срабатываний и неточность интерпретирования самих команд.
Нужно было что то лучшее …
Справка:
Роберт Адлер за свою жизнь получил порядка 180 патентов на разнообразные устройства, которые нашли применение как в секретных разработках, так и в нашей повседневной жизни. Но славу ему принесло создание первого пульта дистанционного управления.
Родился 4 декабря 1913 года в Вене. Учился в Венском Университете. В 1938 году Адлер получил степень доктора философии в области физики. По причине того, что Адлер являлся евреем, после присоединения Австрии к фашистской Германии, его семья эмигрировала в США. Там он начал работать в 1941 году в исследовательском отделении фирмы Zenith Electronics.
После окончания войны занялся работой в области телевидения, а именно – создал несколько изобретений. С того момента вплоть до 2007 года оказал некоторое влияние на формирование современной телевизионной техники. Например, управляемая электроннолучевая вакуумная лампа значительно улучшила качество звука при передаче, за счет чего снизилась стоимость производства звуковых схем в телевизорах, что повлекло снижение стоимости самих телевизоров. За технологии поверхностных звуковых волн мы также должны быть благодарны Роберту Адлеру, поскольку основанные на ней частотные фильтры используются как в телевидении, так и в большинстве сенсорных экранов.
И хотя его заслугой считается изобретение и усовершенствование дистанционного управления, сам он считал своё изобретение пустяком, который не заслуживает особого внимания. И всё-таки, в историю Адлер вошёл именно как создатель ДПУ. В последнем интервью изобретатель сообщил, что пользуется тремя пультами и как все потребители, путается в них. А говоря о современных пультах, он отмечал, что многие дизайнеры, делающие пульты, понимают, что обычные люди до конца не знают, как эти пульты работают.
В 1980 году изобретатель удостоился награды «Медаль Эдисона» института IEEE . В 1982 году Роберт покину «Зенит», достигнув должности вице-президента и директора по исследованиям. Вплоть до 1999 года он занимал должность консультанта в фирме.
В 1997 Адлер совместно с Полли получили премию «Эмми», присужденную им Национальной академией телевизионных искусств. Свою последнюю заявку на патент Роберт подал в 2007 году, 1 февраля в области сенсорных экранов, незадолго до своей смерти.
Дожил Роберт Адлер до 93 лет, умер 15 февраля в городе Бойсе.
Ну, а мы продолжим нашу историю.
Беспроводной пульт Zenith Space Commander работал по методу ксилофона. Он был механическим и использовал ультразвук для задания канала и громкости. Когда пользователь нажимал кнопку, она щёлкала и ударяла пластину. Каждая пластина извлекала шум разной частоты и схемы телевизора распознавали этот шум.
Следует отметить, что сам миниатюрный пульт ДУ (длиной приблизительно в 5 сантиметров!) был лишен каких либо электрических схем, а следовательно и не требовал дополнительного источника питания. Батарейки в те годы были все же не так распространены. Первая версия Space Command оснащалась тремя кнопками — переключение каналов в том или ином порядке и выключение телевизора. Несколько позже на нем появилась и кнопка включения/выключения звука.
Система была в разы надежнее и удобнее, нежели Flashmatic. Но недостатки проявились и здесь. Прежде всего это все те же ложные срабатывания: хотя их количество и сократилось, но полностью избавится от них не удалось — все же мы живем в мире наполненном звуками. Ложные срабатывания, к примеру, могли произойти при игре на музыкальных инструментах. К недостаткам можно отнести и то, что звуки издаваемые Space Command слышали домашние животные (кстати, люди с особо чувствительным слухом тоже). Вам понравится, если Ваша собака будет лаять каждый раз, когда вы переключаете канал? Немаловажным недостатком стало и увеличение стоимости самого телевизора — ведь для обеспечения работы пульта ДУ теперь требовалось и специальное оборудование. И хотя появление транзистора позволило значительно удешевить эту систему, цена на нее была все же весьма высокой, что переводило телевизоры оснащенные пультом ДУ в разряд роскоши, доступной далеко не всем.
Но именно Space Command стал первым по настоящему массовым пультом ДУ. До начала 80-х годов именно пульты такого типа доминировали на рынке, продаваясь миллионами штук, что прославило Роберта Адлера, как «создателя пульта ДУ», хотя в своих кругах ученый знаменит вовсе не этим — для того, чтобы составить подробное описание всех его открытий и изобретений, потребуется не один увесистый том; достаточно лишь сказать, что Роберт Адлер получил аж 180 патентов.
В 1960-х годах в пультах появились батарейки – излучатели ультразвука стали электронными, и только в 1980-х производители перешли на недавно появившиеся ИК-светодиоды. Компания Grundig совместно с Magnavox выпускают на рынок первый в мире цветной телевизор с пультом дистанционного управления, работающем посредством инфракрасных лучей. Примерно тогда же осуществилась и давняя мечта Макдоналда, умершего в 1958 году, – появилось массовое платное телевидение, спутниковое и кабельное. Увы, со временем реклама просочилась и на платные каналы, так что другая мечта Макдоналда – пульт ДУ – по-прежнему актуальна.
Толчок к появлению более сложных типов пультов ДУ появился в конце 1970-х, когда компанией Би-би-си был разработан телетекст. Большинство продаваемых пультов ДУ в то время имели ограниченный набор функций, иногда только четыре: следующий канал, предыдущий канал, увеличить или уменьшить громкость. Эти пульты не отвечали нуждам телетекста, где страницы были пронумерованы трёхзначными числами. Пульт, позволяющий выбирать страницу телетекста, должен был иметь кнопки для цифр от до 9, другие управляющие кнопки, например для переключения между текстом и изображением, а также обычные телевизионные кнопки для громкости, каналов, яркости, цветности. Первые телевизоры с телетекстом имели проводные пульты для выбора страниц телетекста, но рост использования телетекста показал необходимость в беспроводных устройствах. И инженеры Би-Би-Си начали переговоры с производителями телевизоров, что привело в 1977—1978 к появлению опытных образцов, имевших гораздо больший набор функций. Одной из компаний была ITT, её именем был позже назван протокол инфракрасной связи.
В 1980-х Стивен Возняк из компании Apple основал компанию CL9. Целью компании было создание пульта ДУ, который мог бы управлять несколькими электронными устройствами. Осенью 1987 года был представлен модуль CORE. Его преимуществом была возможность «обучаться» сигналам от разных устройств. Он также имел возможность выполнять определённые функции в назначенное время благодаря встроенным часам. Также это был первый пульт, который мог быть подключён к компьютеру и загружен обновлённым программным кодом. CORE не оказал большого влияния на рынок. Для среднего пользователя было слишком сложно программировать его, но он получил восторженные отзывы от людей, которые смогли разобраться с его программированием. Названные препятствия привели к роспуску CL9, но один из её работников продолжил дело под маркой Celadon.
К началу 2000-х количество бытовых электроприборов резко возросло. Для управления домашним кинотеатром может потребоваться пять—шесть пультов: от спутникового приёмника, видеомагнитофона, DVD-проигрывателя, телевизионного и звукового усилителя. Некоторые из них требуется использовать друг за другом, и, из-за разобщённости систем управления, это становится обременительным. Многие специалисты, включая известного специалиста по юзабилити Jakob Nielsen и изобретателя современного пульта ДУ Роберта Адлера, отмечают, сколь запутанно и неуклюже использование нескольких пультов.
Появление КПК с инфракрасным портом позволило создавать универсальные пульты ДУ с программируемым управлением. Однако в силу высокой стоимости этот метод не стал слишком распространён. Не стали широко распространёнными и специальные универсальные обучаемые пульты управления в силу относительной сложности программирования и использования. Также возможно использование некоторых мобильных телефонов для дистанционного управления (по каналу Bluetooth) персональным компьютером.