Этa пoдлиннaя мaскa дoктoрa 16-гo века сохранялась на протяжении многих лет и в настоящее время экспонируется в Немецком музее истории медицины в Ингольштадте.
Во времена средневековой Европы считалось, что люди заболевают от «плохого воздуха» (миазмов), поэтому в длинный нос этой маски подкладывали приятно пахнущие травы, затем их поджигали, очищая воздух, чтобы предотвратить вдыхание миазмов.
У маски были стеклянные отверстия для глаз и изогнутый клюв, имеющий форму птичьего клюва с ремнями, которые держали клюв перед носом доктора. Маска имела два небольших отверстия в носу и представляла собой респиратор, который содержал ароматические предметы. Клюв мог содержать сухие цветы (включая розы и гвоздики), травы (включая мяту), специи, камфару или уксусную губку. Целью маски было предотвратить вдыхание неприятных запахов, которые считались основной причиной заболевания. Врачи верили, что травы будут противостоять «злым» запахам чумы и не дадут им заразиться.
Пауль Фюрст, гравюра, ок. 1721 г., «Доктор Бики из Рима».
В костюме доктора-клюва, который носили врачи чумы, была кожаная шляпа с широкими полями, указывающая на их профессию. Они использовали деревянные трости, чтобы указать на области, требующие внимания, и осмотреть пациентов, не касаясь их. Трости также использовались, чтобы держать людей подальше, снимать одежду с жертв чумы, не касаясь их, и измерять пульс пациента.
Историки медицины приписывают изобретение костюма «доктора-клюва» Шарлю де Лорму, который в 1619 году создал защитную одежду с головы до ног, по образцу рыцарской брони. Она состояла из маски в форме птицы с очками и длинного кожаного (марокканского или левантинского) или вощеного полотна. Верхняя одежда, а также леггинсы, перчатки, ботинки и шляпа были сделаны из вощеной кожи. Предметы одежды были пропитан такими же ароматными веществами, как маска.
Лорме писал, что у маски был «нос длиной в полфута, по форме похожий на клюв, наполненный духами только с двумя отверстиями, по одному на каждой стороне около ноздрей, но этого может быть достаточно, чтобы дышать и нести с собой воздух, которым дышит».
Чумной докторский наряд из Германии (17 век).
Женевский врач Жан-Жак Манге в своей работе « Трактат о чуме» 1721 года, написанной сразу после Великой чумы Марселя, описывает костюм, который носили врачи чумы в Неймегене в 1636–1637 годах. Врачи чумы Неймегена также носили маски с клювами. Их одежда, леггинсы, шляпы и перчатки были сделаны из марокканской кожи.
Этот костюм также носили врачи во время Чумы 1656 года, которая убила 145 000 человек в Риме и 300 000 в Неаполе. Костюм пугал людей, потому что если кто-то видел его, это был знак неминуемой смерти.
Доктор чумы, возможно, является одной из самых загадочных фигур, появившихся в Средние века. Это были европейские врачи, которые специализировались на лечении жертв чумы, самый известный пример — Черная смерть. Чумные врачи были государственными служащими, нанятыми деревнями, городамидля борьбы с чумой.
Теоретически, основными обязанностями врача чумы были лечение жертв чумы, а также похороны мертвых. Врачи чумы также отвечали за подсчет количества жертв в журналах для публичного учета и документировали последние пожелания своих пациентов. Кроме того, врачи чумы часто вызывались для дачи показаний и свидетельства воли умерших и умирающих. Кажется, что большинство врачей чумы были заняты этим аспектом своей работы. Время от времени врачей просили провести вскрытия, чтобы лучше понять, как можно лечить чуму.