F22 и F35 — истрeбитeли пятoгo пoкoлeния. Пoсмoтрим нa них в полете.
Пилотаж F-22 можно оценить как очень приличный. Конечно, по зрелищности программа несколько уступает полётам наших тяжёлых истребителей, но это уже не полёты «блинчиком».
Стремительные проходы «на ноже», виражи с минимальным радиусом, отличная разгонная динамика на форсажном режиме работы двигателей — этим уже не удивишь, но петля, выполняемая почти на месте и хорошая управляемость на малых скоростях — ранее это было прерогативой наших машин. Теперь американцы приблизились к нам. Но всё же не догнали) .
F-22 «Раптор» — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics.
Серийное производство самолёта началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый серийный F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолёт.
Экономический кризис и огромная стоимость самолёта заставили правительство США отказаться от закупок данного самолёта и сделать упор на программу F-35. Он будет чуть ниже…
13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в Мариэтта, штат Джорджия, покинул последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195.
F-22 — один из самых дорогих истребителей в мире, стоящих на вооружении. Себестоимость производства одного самолёта оценивается в 146,2 млн долл. (на 2008 год), а полная цена с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства — 350 млн.
При этом F-22 — не самый дорогой самолёт в мире вообще. Самый дорогой — малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit, каждый из которых обошёлся ВВС США без учёта НИОКР в 1,157 млрд долларов, а с учётом НИОКР — в 2,1 млрд долларов.
Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолёта, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках. F-22 имеет и внешние подвески, но установка на них боекомплекта ухудшает малозаметность. Целью данного конструкторского решения было повышение универсальности самолёта.
F-35 летал на авиашоу впервые. Да в и целом в регионе он пока в новинку, если не считать самолёты, поставленные Израилю.
Пилотаж F-35 мне показался менее интересным. Сначала выполнили два прохода парой, а потом был одиночный пилотаж.
Вихревые жгуты и столб огня из форсажной камеры отлично смотрятся на фотографиях. А вот видео было бы достаточно скучным: на месте не покрутился, люки не открыл…
Впрочем, задача летающего компьютера — не сбить противника с толку хаотичными манёврами, а получить целеуказание извне, быстро пустить ракету и по-английски удалиться.
В вечернем свете наконец удалось рассмотреть, что F35 «с пузика» очень красивый.
А вот профиль не очень изящный.
Знания и опыт советских технических специалистов, накопленные в процессе разработки советского истребителя вертикального взлёта и посадки Як-141, привлекались для разработки F-35. Демонстрационная версия, Lockheed Martin X-35B, во многом внешне напоминает Як-141, за исключением того, что у Як-141 для вертикального взлёта и посадки были установлены два дополнительных подъёмных турбореактивных двигателя РД-41, а изделие Локхид-Мартин обходится одним двигателем, который имеет поворотное сопло, привод на подъёмный вентилятор и струйные рули.