В этoм гoду испoлняeтся 35 лeт с мoмeнтa oфициaльнoгo «признaния» aрт-группы «Митьки».
МитькИ — сoвeтскaя и рoссийскaя группa xудoжникoв из Сaнкт-Пeтeрбургa, oбъeдиняющaя oкoлo 2-x дeсяткoв чeлoвeк, и нaзвaннaя пo имeни oднoгo из eё лидeрoв — Дмитрия «Мити» Шaгинa — a тaкжe субкультурa, сфoрмирoвaвшaяся нa oснoвe иx мирoвoззрeнчeскиx принципoв, oписaнныx eщё 1984 гoду в oднoимённoй книгe Влaдимирa Шинкaрёвa — «нaчaлa лeксикoнa и прaвилa поведения для нового массового молодёжного движения вроде хиппи или панков». Из этой книги название и перешло в эту «тёплую компанию».
Группа Митьки сложилась в 1980-е гг. и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей. Митьки стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины XX века.
Митьковская философия стара как мир: добро, красота и милосердие, но форма её выражения настолько самобытна, что все эти годы остается, как модно сейчас говорить, «в тренде».
Говоря о советском искусстве, игнорировать Митьков просто невозможно. Они – яркое явление, возникшее в противовес искусству официальному. Группа сформировалась, как объединение ленинградских художников, первоначально их было около 10 человек.
А началось всё с дружбы 2-х живописцев – Шагина и Шинкарёва, встретившихся в 1978 году на полуофициальной выставке в ДК им. Калинина в Ленинграде. Примерно в то же время Митя познакомился с Александром Флоренским, внучатым племянником православного философа-визионера, богослова и поэта Павла Александровича Флоренского (1882-1937), расстрелянного по приговору «особой тройки» НКВД Ленинградской области.
Шагин, Шинкарев, Флоренский и поныне составляют несменяемое «политбюро» движения.
В 1983 году, уже на другой экспозиции, состоялось ключевое для Митьков «братание» Шагина и Шинкарёва, тогда же у последнего и появилась идея записать любимые словечки своего друга. Замысел перерос в книгу-манифест «Митьки», ставшую самиздатовской сенсацией.
В 1987 году текст её опубликовала парижская «Русская мысль», затем — популярный перестроечный журнал «Юность», после чего Митьки прославились уже всенародно.
В 1985 году была первая квартирная выставка именно с названием «Митьки». В ней участвовали Шагин, Шинкарёв, Александр и Ольга Флоренский, братья Тихомировы, Андрей Филиппов, Андрей Кузнецов, Александр Горяев, Алексей Семичов, Игорь Чурилов
Это был апрель 1985 года, когда к власти пришёл Горбачёв. Тогда ещё никто не знал, что будет перестройка. Митьки работали в и при котельных, и первая выставка была в дворницкой Сергея Чекменёва, одноклассника Шагина по художественной школе. Это был совершеннейший андеграунд. Официально же выставки проходили 2 раза в год, во Дворце молодежи и ДК им. Кирова, в рамках Товарищества экспериментальных выставок (ТЭИИ — независимое объединение ленинградских художников, созданное в конце 1981 года). И там, конечно же, была цензура — её отменили только в начале 1987 года.
«Собрались приятели-художники и стали делать выставки, но нередко это выглядело так, будто живопись — только декорация для всеобщего веселья. Поэты читали стихи, музыканты пели песни, и люди, которым живопись ранее была вовсе неинтересна, приходили посмотреть, как «митьки» тусуются. Ясно, что для популярности художника имидж — куда важнее качества живописи, — недоброжелатели вскоре стали вовсе отрицать значимость живописи «митьков» — мол, на имидже выехали. Да нет, извините, прекрасная у нас была живопись». (В. Шинкарёв, из книги «Митьки»)
Это была не просто арт-группа, а целое движение, объединяющее художников, писателей, музыкантов и всех им «сочувствующих». Все Митьки — сестрёнки и братишки, у них своя лексика, описанная Шинкарёвым. Свой стиль в одежде — полосатые тельняшки. А основатель и лидер движения — Шагин уже давно стал символом Петербурга, не менее известным, чем крейсер «Аврора».
«Чтобы понять, откуда идёт тельняшка, я начал осмысливать и узнавать про отца. Бывает, художник придумает что-то, а откуда идёт смысл, не знает. Я предложил всем «митькам» одеться в тельняшки и сфотографироваться. Как известно, у тельняшки 2 полосы — белая и синяя. Это для меня такой «инь-ян». Я придумал пожелание, чтобы белые полоски были пошире, чтобы было побольше в жизни светлых дней. А потом выяснилось, что на дореволюционных тельняшках белые полосы были в 4 раза шире…» (из интервью Д. Шагина газете «Московский комсомолец» №28196 от 15 февраля 2020 г., «Митьки»: в ожидании эры милосердия»).
Философия жизни Митьков находит соответствие и на холсте. В картинах превалирует наивная, примитивистская манера, в жанрах — натюрморт, пейзаж (чаще всего морской или питерский), портрет. Это — жизнелюбивая, чуть инфантильная, внешне неброская и небрежная, но хорошо сделанная живопись.
Отдельный момент — комментарии и названия, особенно к графическим работам. Митьки — очень русское движение, с ярко выраженным литературным моментом. Их графика — возрожденный русский лубок, в котором каждый рисунок доходчиво и смешно рассказывает целую историю («Митьки отдают Ван Гогу свои уши», «Митьки отправляют Брежнева в Афганистан», «Митьки помогают Ньютону делать открытие» и т.п.).
Живопись Митьков 1980-х гг. — «городской фольклор», с открытым и простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев — лидер Ордена нищенствующих живописцев (ОНЖ), 1960-е гг.). В этом кругу утвердились как художники родители «главного митька» — Владимир Шагин (1932-1999) и Наталья Жилина (1933-2005), а так же Рихард Васми, Шолом Шварц, Борис Смелов — основатели так называемого «ленинградского сезаннизма», которых Митьки признавали своими учителями.
Устойчивость митьковского дискурса подтвердило и столь переломное событие, как испытание трезвостью.
Неформальная интернет-энциклопедия современной культуры, фольклора и субкультур Lurkmore/«Луркоморье» определяет Митьков как «художников по холсту водкой» — и на первом этапе существования группы это вполне соответствовало действительности.
«Митьки так же неисчерпаемы, как водка. Вот вроде простенький проект в первом приближении – ну, собираются художники, напиваются и говорят, что теперь они – проект «пьяные художники». Ничего вроде особенного, художники часто бывают пьяными. Но в последующих приближениях там начинают мерцать смыслы, высоты и глубины, точно так же, как при правильном – долго, медленно и много – употреблении водки, тоже мерцают смыслы, взлёты и падения. Тут дело в том, что «митьки» предъявили советскому человеку его мифологизированное и идеальное представление о себе – открытый, добродушный, отзывчивый, гостеприимный, всегда поможет». (Д. Шагин)
Но в 1993 году Шинкарев и Шагин, пройдя, при помощи Евгения Зверева (с тех пор — единственного в группе «митька»-доктора-психиатра), курс лечения от алкоголизма, не только «завязали», но и создали свою, вполне успешную, группу «Анонимных Алкоголиков». Творчество их от этого отнюдь не ухудшилось.
С 1990-х гг. группа получает всеобщее признание — их работы экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О Митьках пишут статьи, искусствоведческие эссе, даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.
В 1990 году Андрей Макаревич организовал для них выставку и в Москве – во Дворце молодежи. Там был концерт Аквариума, участвовал и сам Макар, и группа Ять пела песни на стихи Олега Григорьева (подробнее – здесь: (НЕ)детский поэт Олег Григорьев). Это был суперуспех, было такое скопление народа, что пригнали даже конную милицию..
В том же году вышел советско-бельгийский фильм режиссёра Алексея Учителя «Митьки в Европе», а чуть позже — мультфильм «Митькимайер».
А ещё в те же 1990-е гг. миллионными тиражами выходили пластинки из серии «Митьковские песни», с такими исполнителями, как Борис Гребенщиков, Макар, Юрий Шевчук, Сергей «Чиж» Чиграков, Вячеслав Бутусов, ныне покойные Анатолий «Крупский» Крупнов (подробнее – здесь: «Я хочу быть как солнце, но не серым как небо») и Алексей «Хвост» Хвостенко и др. (народные и блатные песни в их исполнении приобретают незабываемый колорит).
Поскольку Митьки вращались в тесном кругу с музыкантами, то часто устраивали так называемые творческие вечера, квартирные концерты, приглашая «оттянуться в полный рост», «разделить поровну» портвейн и «послушать рок-н-ролльщину».
Шагин и БГ
Алексей «Хвост» Хвостенко Так в один из апрельских дней 1985 года в Ленинграде, в мастерской художников Флоренских, расположенной в Кузнечном переулке, весело, с полным оттягом прошёл квартирный концерт Виктора Цоя (а именно он был приглашён радушными хозяевами). Послушать лидера Кино и выпить красного болгарского вина (кроме хозяев мастерской) пришли братушки-«митьки»: Шинкарёв, Шагин, Виктор Тихомиров, Игорь и Елена Чуриловы, Алексей Шинкарёв, Инга Новикова, Василий Антонов, Вадим Маркин, а также жена Цоя – Марьяна, в то время заметно беременная…
Цой у «митьков» Этот концерт не был единственным. Виктор играл для Митьков не раз, было ещё выступление Цоя и Юрия Каспаряна в Доме учёных НИИ ЭФА (Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры) им. Д.В. Ефремова на выставке Митьков в Усть-Ижоре, в пос. Металлострой, прошедшее осенью 1985 года…
Юрий Каспарян и Виктор Цой. концерт на выставке митьков. фото — В. Немтинов Закрывалось всё это мероприятие акустическим концертом Цоя и Каспаряна. Но вся прелесть именно того, квартирного, концерта была в том, что он планировался долгих 2 недели, что совершенно не вписывалось в тогдашние «митьковские» рамки, а так же в том, что он был ещё и записан на плёнку.
Игорь Чурилов принёс магнитофон со встроенным микрофоном, и с помощью единственной нашедшейся кассетой МК-60, сделал запись. Полностью вместить концерт кассета не сумела (не хватило места), и несколько песен под конец разошедшийся Цой спел уже не под запись…
«В 1985 году Цой приходил в мастерскую к Флоренычу — даже где-то есть такая запись: «Цой у митьков». Тогда уже вышел «сухой закон», о котором сложилась поговорка: «На горбачёвский красный террор «митьки» ответили белой горячкой». А однажды мы с Цоем в туалете в Доме учёных, запершись в кабинке, пили портвешок из горла. Он тогда меня спросил: «Митя, а как бы мне в котельную устроиться?» Я объяснил, что без «корочки» могут взять только на угольную котельную. После этого и появилась знаменитая «Камчатка». Я сам тогда в котельной работал. Но в 1989 году меня выкинули из котельной. Буквально через год я вступил в Интернациональную федерацию артистов (IFA) — аналог Московского горкома художников. И у меня появилось удостоверение, что я профессиональный художник». (Д. Шагин)
Как вспоминал Флоренский, Виктор, забывший дома медиатор, играл самодельным, который собственноручно вырезал на ходу из пластиковой пробки от портвейна, найденной им в мусорном ведре. А уходя, гости, по сложившейся традиции, оставляли автографы на стене в прихожей. Цой тоже взял фломастер и написал: «ЛУЧШЕ БОЛЬШЕ ЧЕМ МЕНЬШЕ»…
«Вообще мы с Цоем тогда довольно часто общались. Хорошо помню, например, специальные джинсы для беременных – их кто-то привез из-за границы жене Бори Гребенщикова Люде, та, родив Глеба, передала Марьяше Цой, а Марьяша, родив Сашу — Оле, чтобы та рожала Катю. Саша был старше Кати на полгода, и поэтому я всё время ездил к Цою забирать какие-то детские вещи, из которых Саша вырастал. Считалось, что это делается из экономии, потому что мы все жили небогато. В этой связи вспоминаю такой эпизод: Марьяна с Витей предлагают мне приехать и забрать какой-то стульчик для младенца. Новый стульчик стоит в магазине 4 рубля и, конечно же, не по карману молодым художникам. Я приезжаю к ним на проспект Ветеранов, купив портвейна на 10 рублей, и, загуляв, глубокой ночью еду домой на такси за 5 рублей, гордясь так удачно добытым стульчиком…» – рассказывал Флоренский.
Флоренские Долгое время Флоренский не считал записанную тогда кассету особой ценностью и употреблял её по прямому назначению, слушая в мастерской. А в 1990 году он сдублировал её и слушал уже копию, и только 18 февраля 1997 года, встретив Марьяну, догадался предложить оригинал в её распоряжение. И именно тогда выяснилось, что, именно Александр сохранил для человечества 2 редкие песни: «Молодой пастушок» и «Румба» (все помнят, что Цой их пел, а вот записей не осталось).
Но дальше события развивались печально – московский художник Василий Гаврилов, которому Марьяна отдала кассету на оцифровку, умер, а оригинальная кассета пропала. Через несколько лет умерла и сама Марьяна. И концерт «Цой у «Митьков», равно как и песня «Румба», написанная Виктором для совместных выступлений с Курехиным в Поп-Механике, превратились в легенду, в миф, плотно поселившийся среди коллекционеров творчества Кино, наравне с мифом об «Атамане»…
И только в конце 2012 года, после долгих переговоров и прошествия продолжительного времени «состыковались» 2 Александра: Флоренский при личной встрече передал Цою-младшему сохранённую им уникальную запись.
«Витя Цой — часть «митьковской» легенды, для меня это очевидно. Мы дружили, он пел на наших выставках и квартирниках, выставлял вместе с нами свои картины. Помню их прекрасно: такие забавные человекороботы квадратненькие. А ещё он — один из героев «митьковского» эпоса. Есть знаменитая история о том, как Дмитрий Шагин сдавал бутылки Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова («7 июля Дмитрий Шагин пошёл в гости к Виктору Цою, взял у него все пустые бутылки и сдал их, выручив 11 рублей. 8 июля Дмитрий Шагин пошёл в гости к Борису Гребенщикову и, сдав гребенщиковские пустые бутылки, выручил 13 рублей (потом братки ещё 4 рубля добавили). 9 июля Дмитрий Шагин хотел пойти в гости к Константину Кинчеву, да его отговорили: Кинчев, говорят, в Москве. «А может, к Полу Маккартни? — призадумался Дмитрий Шагин. — Да ну в жопу, у него такие бутылки, что их нигде и не примут!»). Много раз Цоя рисовал Витя Тихомиров, есть прекрасные рисунки Саши Флоренского, где Цой поёт, а «митьки» ему подпевают, перекрикивая». (Из книги В. Шинкарёва «Митьки»)
Дмитрий Шагин — Пётр 1 ставит Цоя в пример Митьку Вокруг Митьков сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни.
Главные принципы этого стиля — доброта, несколько слезливая любовь к ближнему, жалостливость, предельная простота в речи и манере одеваться, любовь к употреблению алкоголя. Лексико-грамматические особенности речи Митьков — частое употребление слов «братушка» («братишка» и т.п.) и «сестрёнка», а также любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам.
Переход арт-проекта, представлявшего собой скорее пародию на некую субкультуру и на личность самого Шагина, в качественно новое русло, проявился в выходе образа Митька из-под контроля первоначальной группы художников-питерцев. Это, прежде всего, «московские митьки» (выражение, первоначально являвшееся оксюмороном), культовую литературу которых создали писатели-юмористы Павел Асс и Нестор Бегемотов («Поросята», «Фронты», «Импотент», «Штирлиц, или Как размножаются ёжики»), и «новые митьки». Каждое из новых «поколений» расширяло словарь Митьков и представление о них.
Асс и Бегемотов «Помню, как-то приехали музыканты — Джоанна Стингрей, Цой, Курёхин. Джоанна привезла футболки — там было написано что-то вроде «Спасём мир». Я им тогда сказал: ребята, нам нужен мир, желательно — весь. Окончание лозунга было таким: «митьки» всегда будут в дерьмище и в проигрыше, но этим они завоюют весь мир. Смысл был в том, что мир спасёт не агрессия, а любовь. Такая незлобивость и самоирония очень понравились людям. И уже к 1988 году «митьки» появились не только в России — например, ко мне приезжал представитель болгарских «митьков», везде есть свои «митьки». На Украине, например, есть «дымытрики». В 2013 году я был на 11-м фестивале митьковских песен в городе Николаеве. И я их спрашиваю: вы, что ли, «дымытрики»? Нет, говорят, мы «митьки», а «дымытрики» — это на Западной Украине. То есть везде они свои. В Финляндии, знаю, есть «миткат» — «митьки» по-фински. Они есть свои в каждом городе, в Москве тоже. Коля Полисский — он как раз представитель московских «митьков». Везде, куда мы приезжали с выставками, есть свои «митьки», которые разделяют наши взгляды. Но уже многих и нет — например, в Нью-Йорке был Костя Кузьминский, он уже ушёл из жизни. Да и мы не юноши…» (из интервью Д. Шагина «МК»).
Полунин и Шагин Сам же Митя — радушие и открытость. Про таких говорят — «рубаха-парень», и это тоже часть философии Митьков. Встречает всех, как всегда, в матроске, предлагает чай с конфетками, показывает студию. Не так давно одну из её комнат он переделал в кабинет Володи Шарапова: стены драпированы чёрной тканью, в центре — стол с лампой и советским телефоном, на вешалке — исторические милицейские фуражки. Как будто и правда — в кабине следователя на допросе…
«Отец хотел, чтобы я стал моряком. Когда отца посадили, мама меня отдала в СХШ при Академии художеств. Так моряком я и не стал. Потом я закончил СХШ и стал кочегаром. Вообще, мама мечтала, чтобы я был кинорежиссёром. Но в те годы, не являясь комсомольцем, я не мог поступить во ВГИК или ещё куда-то. Конечно, я изучал кинематографию по книгам, мы с мамой ходили в кинотеатр «Кинематограф», где показывали классику. В результате на старости лет я стал кинорежиссёром. Скоро у меня будет премьера фильма «Митьковская встреча «Эры милосердия». О том, что могло бы быть с Шараповым, когда он переехал в Ленинград (по Вайнерам — он рассорился с Жегловым).
Мы делали выставку «Был один, который не стрелял»: были переделаны кадры из фильма таким образом, что «митьки» перепрыгивают забор и увозят Левченко в деревню. Вайнеру это очень понравилось, была мысль и продолжение сделать. Вайнер, кстати, нас спросил: «Помните, как в книжке-то было, вы книжку-то читали?» Было очень неудобно, потому что мы не читали. Но в результате прочёл — оказалось, что книга действительно очень интересная.
Главная идея у Вайнеров — в том, что наступит эра милосердия. И она созвучна нашей. Митьковская философия — добра, позитива, радости — исподволь действует на людей. Не все даже знают, что они «митьки». Вот фильм сейчас ещё посмотрят и поймут. Действие происходит в послевоенное время в Питере. Главные герои — два питерских дворника, дядя Митяй и дядя Миняй. Они, собственно, и помогают Шарапову.
Сейчас мы доделываем, работаем с композитором Андреем Суротдиновым — это скрипач Аквариума. У нас играют Слава Бутусов, Олег Гаркуша, из актёров — Александр Баширов, Игорь Сладкевич. В женских ролях — Женя Любич, Наталья Фиссон, Татьяна Колганова» (из интервью Д. Шагина «МК»).
Художники также много пишут (в литературном смысле), издают целые книжки, для чего содержат издательства «Митькилибрис» и «Красный матрос». Их проза, конечно же, уступает живописи, но весьма органично ложится в координаты движения.
В 1992-93 гг. в Санкт-Петербурге периодически издавалась «Митьки-Газета» — периодическое издание Митьков. Идея проекта принадлежала Юрию Молодковцу при поддержке Игоря Кураса. В проекте активно участвовали Шинкарёв, Шагин, Флоренские, Василий Голубев, Андрей Филиппов, Михаил Сапего и др. Газета выходила нерегулярно, есть сведения о номерах за 1992, 1993 и 1998 гг. Там были опубликованы произведения О. Григорьева (включая одну из немногих прижизненных публикаций поэта в номере №1 «Митьки-Газеты»), Роальда Мандельштама, Владимира Уфлянда.
Также публиковалась «Митьковская Азбука», статьи и графические работы Митьков. Газета — яркий образец петербургского художественного андеграунда начала 1990-х гг.
Вообще, чем бы они ни занимались — а они ещё и делают анимацию, снимаются в фильмах, записывают диски, устраивают перформансы (наиболее знаменитый — поездка по Европе в 1989 году с параллельным расписыванием гастрольного автобуса) — всё у них получается неповторимо «митьковским».
В 1996 году появился фильм за авторством Шагина «Митьковские песни на крейсере «Аврора». В том же году был организован творческий центр «Митьки-ВХУТЕМАС» на ул. Правды (оттуда Митьков в своё время выгнали, нынешняя студия Мити на ул. Марата – сегодняшняя «штаб-квартира» группы, выдана была вместо него).
«В 1996 году тогдашний мэр Собчак дал нам мансарду. Он считал, что мы должны быть в мансарде, как художники в Париже, со своей романтикой. А в 2000-х оказалось, что мансарды — это пентхаусы, которые скупают богатые люди. И нас оттуда выкурили. Причём нас выгоняли вооружённые люди (тогда реально выкидывали и портили картины: «митьки» — не Ван Гог и не Пикассо, им место на помойке). Но даже хорошо, что был такой скандал: на нашу защиту встало много людей. В результате тогдашний губернатор Матвиенко выдала нам помещение, в котором мы находимся сейчас. В сентябре 2019 года выяснилось, что и отсюда надо съезжать. Я стал паковать картины, памятуя о том, что было в 2005 году. Зашёл к друзьям послушать музыку — слушали Маккартни и Битлз. Время было позднее, вышли на лестницу, а сосед снизу кричит: «Выключите музыку!» Потом меня увидел: «Ой, Дмитрий Владимирович, это вы!» И спросил, как у нас с помещением. Я говорю: «Всё, расписался, что обязуюсь выехать». И этот человек — простой сосед — оказался блогером. Написал маленький пост о том, что «митьков» выселяют, и на следующий день пошла волна. Губернатор выступил по телевидению, заявил, что «митьков» трогать нельзя. Есть недоброжелатели, а есть люди, которые понимают, что ничего плохого, кроме хорошего, от «митьков»-то нету. Уж не говоря о том, что мы ведём и большую благотворительную деятельность. У нас есть центр реабилитации больных алкоголизмом (пьянство оказалось несовместимым с жизнью, и в 1993 году я бросил пить). Эрик Клэптон к нам туда приезжал, между прочим. Место, знаменитое на весь мир, — «Дом на горе» (из интервью Д. Шагина газете «МК»).
«И встретил Его Бог, и сказал: здравствуй, Митя. Не бойся, больше никто тебя не обидит. И оттянулись они по-божески вдвоём, в полный рост, на раз, беззаботно и несуетливо, разделив кайф и крутняк по-христиански» (М. Шильман, «Евангелие от «митьков» (полное название «Житие великого митька Иисуса по кликухе Христос и о том, как он тащился, и как его замочили враги»), 1990, Харьков).
Митьковское искусство не претендует на громкие награды и звания, оно выросло из городского фольклора и насквозь пронизано уличной бранью, смехом и перегаром. Да, Митьки устарели, оставшись в 1980-х, да, образ мужика в тельняшке и валенках вряд ли кого-то удивляет. Тем не менее, Митьки не ушли в небытие. Они продолжают жить и творить, раскрывая душу нараспашку. Митьковская искренность и простота, к счастью, понятна людям и сегодня.
Кстати, в 2000-е гг. даже в США вышла большая научная монография, посвящённая их творчеству.
Участники группы «Митьки» (1986 г.): Василий Голубев, Александр Горяев, Андрей Кузнецов, Алексей Семичов, Виктор Тихомиров, Владимир Тихомиров, Андрей Филиппов, Александр Флоренский, Ольга Флоренская, Дмитрий Шагин, Владимир Шинкарёв, Владимир Яшке.
Художники, вошедшие в состав группы после 1986 года: Алексей Митин, Андрей Кузьмин, Роман Муравьёв, Дмитрий (Митрич) Дроздецкий, Ирина Васильева, Константин Батынков, Николай Полисский, Татьяна Шагина, Игорь Чурилов, Василий Флоренский, Александр Бушуев, Светлана Баделина.
Художники, принимавшие участие в совместных выставках Митьков в разное время: Тимур Новиков, Геннадий Устюгов, Владимир Шагин, Наталья Жилина, Олег Котельников, Николай Копейкин, Лариса Голубева, Ия Кирилова, Борис Козлов, Олег Фронтинский, Константин Звездочётов, Борис Смелов, Кирилл Миллер, Дмитрий Горячев, Г.А.В. Траугот, Владимир «Толстый» Котляров, Илья Шевеленко, Таисия Швецова, Юлия Горская, Василий Щетинин, Виктор «Пузо» Буравкин, Андрей Белле, Олег Григорьев, музыканты Борис Гребенщиков, Андрей «Дюша» Романов, Юрий Шевчук, Андрей Макаревич, Вячеслав Бутусов, Сергей «Чиж» Чиграков, Алексей «Хвост» Хвостенко, космонавт Владимир Джанибеков.
Картины В. Шинкарёва
Иллюстрации А. Флоренского
Ольга Флоренская
Александр Горяев. Зима 2008 г
Андрей Кузнецов. Вид на Троицкий собор 2008 г.
Виктор Тихомиров
Г.А.В.Траугот. Первая богема 2008 г.
Картины О. Григорьева
Картины В. Цоя
Картины БГ
Картины «Дюши» Романова
Картины А. Макаревича
Картины Ю. Шевчука
Картины В. Бутусова
Картины А. Хвостенко
Картины В. Джанибекова Краткий «митьковский» словарь (по книге В. Шинкарёва «Митьки»):
Дык — слово, могущее заменить практически все слова и выражения, заменяет слова: как?, кто?, почему?… чаще служит обозначением упрёка: мол, как же так? почему же так обошлись с «митьком»? чаще горделивая самоуверенность, согласие со словами собеседника… предостережение, а так же и извинение, признание в совершенной ошибке, подлости и т. д.
Ёлки-палки (чаще «ну, ёлы-палы») — второе по употребляемости выражение, выражает обиду, сожаление, восторг, извинение, страх, гнев и пр. Характерно многократное повторение. Очень часто употребляется в комплекте с Дык.
Съесть с говном (кого-либо) — обидеть кого-либо, упрекнуть.
Оттягиваться — заняться чем-либо приятным, чтобы забыть о тяготах жизни «митька» (чаще всего — напиться).
Напряг — полная противоположность оттягу.
В полный рост — очень сильно. Например, оттянуться в полный рост — очень сильно напиться.
Улёт, убой, обсад или крутняк — похвала, одобрение какого-либо явления, почти всегда употребляется с прилагательным «полный». Например: «Портвешок — полный убой (улёт, обсад, крутняк)».
Дурилка картонная — ласковое обращение к собеседнику. Ставшее крылатым словосочетание из фильма «Место встречи изменить нельзя».
Сестрёнка, а также оленька — ласковое обращение к любому лицу женского пола.
Можно хоть раз в жизни спокойно?.. — предложение сделать что-либо или негодование по поводу помехи в каком-либо деле. Например: «Можно хоть раз в жизни спокойно выпить?».
Западло, ломает, влом — нежелание делать напряжные вещи.
Заподлицо — излишне тщательно (искусствоведческий термин).
А-А-А-А! — часто употребляемый звук. С ласковой или горестной интонацией — выражение небольшого упрёка; с резкой, срывающейся на хрип или визг — выражение одобрения.
А вот так! — то же, что восклицательный Дык, но более торжествующе.
Видак — видеомагнитофон.
Шмудак — техника иностранного производства, за исключением видеомагнитофона.
При дележе чего-либо, например, при разливании бутылки, употребляются 3 выражения, соответствующие типам распределения вина между «митьком» и его собутыльниками:
Разделить поровну — вино разливается поровну;
Разделить по-братски — «митёк» выпивает бОльшую часть;
Разделить по-христиански — «митёк» выпивает всё сам.
Митьки в кино:
х/ф «Город» (1990, «Ленфильм», реж. Александр Бурцев, сценарий В.Шинкарев, В.Тихомиров);
«Митьки в Париже» (1989);
«Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер» (Объединение Анимационных фильмов «Троицкий Мост», 1992, Анимационно-игровой фильм по мотивам книги В. Шинкарёва «Митьки»).
«Митьки. Полёт Икара» (сериал, СКИП-ФИЛЬМ, 2000);
т/с «Агент национальной безопасности» (серия «Страсти по Филонову», реж. Виталий Аксёнов, 1999)
Источники:
В. Калгин. «Новая старая «Румба» Цоя или рассказ о том, как нашлась забытая песня…»;
«Митьки»: в ожидании эры милосердия» («Московский комсомолец», 15 февраля 2020 г.);
Д. Десятерик. «Альтернативная культура. Энциклопедия» (М.: Ультра. Культура. 2005);
https://novayagazeta.ru/articles/2015/08/15/65244-kak-viktor-tsoy-mitkom-byl
https://www.mk.ru/culture/2020/02/14/mitek-dmitriy-shagin-pili-s-coem-portveyn-iz-gorla.htmll;
https://alternative_culture.academic.ru/69/B8;
https://tanjand.livejournal.com/2191806.html;
http://insurgent.ru/mitki;
https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kratkaya-istoriya-mitkov-30-let-bratushek-i-sestrenok/;
https://zen.yandex.ru/media/kalgin/novaia-staraia-rumba-coia-ili-rasskaz-o-tom-kak-nashlas-zabytaia-pesnia;