Дoстaтoчнo пoсмoтрeть нa пушку сoврeмeннoгo танка даже беглым взглядом, чтобы заметить на ней небольшое утолщение примерно посередине ствола. Так как сделано оно на одном из важнейших элементов боевой техники, совершенно очевидно, что необходимо данное «уплотнение» вовсе не для красоты. Как же оно называется и зачем так необходимо для танков?
Вот такая штука. /Фото: topwar.ru.
Данное приспособление на пушке называется эжектор. Необходимо он для осуществления продува танкового орудия после совершения выстрела и удаления оставшихся в стволе пороховых газов. Если бы его не было, то газ от выстрела неминуемо попадал бы в боевое отделение машины, при следующем открывании затвора.
Вот так выглядит в разрезе. /Фото: youtube.com.
В результате такой конструкции работа экипажа была бы существенно затруднена. На старых танках эжектора не было и большое количество дыма попадало в боевую рубку, где располагался экипаж. Дым не давал нормально дышать, а также существенно затруднял видимость.
Этап первый. /Фото: ya.ru.
Итак, если сделать поперечное сечение пушки и эжектора, то станет понятно, что ничего принципиально сложного в конструкции данного приспособления нет. Так, у правого основания эжектора имеется выпускной клапан с шарниром и тонкое косое сопло, которое располагается под острым углом к оси пушки.
Этап второй. /Фото: ya.ru.
Работает приспособление все также просто. Снаряд двигается по стволу пушки, в результате чего проходит впускное отверстие клапана. Находящиеся под большим давление пороховые газы, которые и толкают боеприпас, открывают заслонку и заполняют собой полость эжектора, увеличивая тем самым еще и давление внутри его. Далее снаряд проходит через косые отверстия-сопла, продолжая наполнять газами эжектор через имеющиеся отверстия.
Этап третий. /Фото: ya.ru.
После всего этого, снаряд покидает орудие. Пороховые газы устремляются наружу и также покидают ствол пушки, сокращая давление внутри нее. В этот же момент пороховые газы, что остались внутри эжектора, устремляются в сторону дульной части, увлекая за собой благодаря разнице в давлении газ из казенной части орудия. После этого производить заряжание новым снарядом можно без какой-либо угрозы.
В продолжение темы можно почитать о том, для чего на корме Т-34 крепилось два цилиндра (спойлер: не баки с горючим).