Кoму пoнaдoбился рaскoл oбщeствa в мoмeнт, кoгдa требуется его консолидация?
Премьера сериала «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузели Яхиной на федеральном телеканале взорвала Татарстан. Перед показом шла массированная реклама сериала, но результат многих разочаровал. Деятели культуры, политики и граждане встретили сериал с недоумением. Для чего «Зулейхой» создается раскол?
Роман «Зулейха открывает глаза» вышел в 2015 году. Гузель Яхина в том же году получила несколько престижных премий, в том числе международных. В СМИ периодически выходили ее интервью, передачи на телевидении с ее участием. Роман подавался как событие года, массировано рекламировался и был назван бестселлером 2015 года.
Имя главной героини Яхина выбрала не случайно — Зулейхой также зовут героиню одноименной пьесы татарского писателя-националиста Гаяза Исхаки, написанной в начале ХХ века.
Эта пьеса с успехом шла в татарских театрах в постсоветский период «парада суверенитетов». В ней рассказывалось о судьбе татарской женщины, пострадавшей от русской государственной машины, служителей православной церкви и русского мужа-насильника.
В 2006 году по пьесе Исхаки режиссером Рамилем Тухватуллиным был снят одноименный фильм «Зулейха», вызвавший неоднозначную реакцию в республике. На фоне сложной судьбы татарской женщины перед глазами зрителей разворачивались межконфессиональный и межнациональный конфликты в Российской империи, подчеркивалось угнетение татар более крупной русской нацией. И хотя авторы фильма не раз подчеркивали, что их продукт не претендует на роль исторического источника, зрители начали ссылаться на него на форумах и в комментариях в качестве аргумента.
В книге Яхиной, Зулейха также попадает под каток «безжалостного государства» — Советского Союза. И как ни странно, наибольшее возмущение фильм вызвал не у молодежи, а у людей среднего и преклонного возраста, тех, которые еще помнят советское время и являются живыми свидетелями времени, показанного в сериале. И государства, давшего татарскому народу автономную республику и такие возможности для развития, которых татары никогда не имели. Люди восприняли сериал как плевок в их прошлое, который искажает не только исторические факты, но и национальные чувства.
Примечательно, что в 2020 году Татарстан отмечает 100-летие создания Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, и создание антисоветского по своей сути фильма «Зулейха открывает глаза» входит в план праздничных мероприятий по случаю юбилея создания ТАССР.
Одна из политических партий обратилась в Минкульт республики с требованием запретить показ сериала как лживого антисоветского «рецидива американской пропаганды». Деятели культуры Татарии посчитали, что татарский народ показан однобоко, недостоверно, провокативно. В фильме много «ляпов», задевающих религиозные чувства верующих мусульман.
«Сразу скажу, что роман и фильм для меня неравноценны. И книга-то не шедевр, честно говоря: это умело скроенный сюжетный материал с плохой проработкой деталей и документальными вставками. Ее главная проблема в отсутствии историзма, психологического осмысления эпохи», — считает литературный критик Нияз Игламов.
«Да, мы, татары, почувствовали себя оскорбленными, потому что в фильме напрямую говорится: всё, что плохо, — это татары, а всё, что хорошо — не татары. Правильно, что стали вслух возмущаться, надо себя защищать. Считаю, что Яхина совершила предательство по отношению к татарским женщинам. Обидно, что сами же татары дали денег на то, чтобы предстать перед всей страной в нелепом ракурсе», — отозвался о сериале председатель Союза кинематографистов Республики Татарстан Ильдар Ягафаров.
«Я изначально был разочарован книгой Яхиной, поэтому и от фильма не ждал открытий, ведь тень всегда хуже оригинала. Бывая в разных городах и заходя в книжные магазины, я всюду видел на переднем плане книгу Яхиной. Оказалось, это грамотный маркетинг: выкупается стенд на самом заметном месте и создается иллюзия повышенного спроса на книгу, ажиотажа. Честно говоря, роман плоский, повествование прерывистое, персонажи едва живые. И фильм тоже не на высоте, несмотря на участие звездных артистов. В общем, несмотря на мегараскрутку книги и сериала, шедевра мы не получили, зато получили напряжение в обществе», — прокомментировал премьеру сериала политолог Руслан Айсин.
Перефразируя классика, напрашивается вопрос — если такие фильмы снимаются, значит, это кому-нибудь нужно? Кому нужен раскол общества в момент, когда наиболее востребована его консолидация?