Тoчнee, прибылa стaртoвaя плaтфoрмa «Одиссей», с которой собственно и осуществляются запуски. Кроме нее, в комплекс «Морского старта» входит еще сборочно-командное судно Sea Launch Commander. Оно ошвартовалось там же за пару недель до прибытия «Одиссея».
Таким образом, на сегодня плавучий космодром вновь в полном составе и впервые за долгие годы находится целиком и полностью в распоряжении России.
Что же дальше?
Этот проект был задуман и реализован в 1990-е годы международным консорциумом с участием США, России, Норвегии и украины. Идея состояла в том, чтобы построить плавучую стартовую площадку для запуска ракет, которую можно будет доставить максимально близко к экватору. Это позволит сделать вывод полезного груза на орбиту наиболее эффективным.
За ракеты в этом проекте отвечала украина — это были «Зениты», выпускавшиеся днепропетровским «Южмашем». Россия и Норвегия обеспечили постройку и модернизацию двух главных объектов. Под стартовый стол была переоборудована бывшая японская нефтяная платформа «Одиссей», эту работу в основном проводил Выборгский судостроительный завод.
США сделали серьезные финансовые вливания и обеспечили себе руководство проектом. Командный центр разместился в калифорнийском городе Лонг-Бич.
До 2014 года с «Морского старта» было осуществлено 36 запусков, но все эти годы американцы неуклонно теряли интерес к проекту, поскольку не могли в нем обойтись без активного участия России и украины. В 2014 году все заглохло намертво. Юридические проблемы дополнились разрывом между Москвой и Киевом, который сделал запуски вообще невозможными.
За прошедшие с тех пор годы российская группа компаний S7 сумела выкупить активы «Морского старта» у всех участников проекта и добилась от госдепартамента США права перебазировать весь комплекс из Лонг-Бич к нам, на Дальний Восток. Последние нюансы были улажены в декабре 2019 года.
И вот теперь весь комплекс впервые за долгие годы находится у нас. Сразу возобновлять его эксплуатацию пока нельзя, необходимы ремонт и модернизация обоих объектов. Право провести эти работы было доверено Славянскому судоремонтному заводу.
Как минимум, в течение этого года морская платформа и сборочно-командное судно будут находиться в акватории завода. «Корабль сопровождения встанет на восточной стороне пирса, а платформа – на западной», — пояснил нам глава предприятия Андрей Якимчук.
Ну а дальше у нас появится, в дополнение к Байконуру, Плесецку и космодрому «Восточный», еще одна площадка для запуска ракет. Скажете, зачем? Во-первых, старты в плавучем исполнении будут обходиться дешевле за счет гораздо большей массы выводимой на орбиту. А во-вторых, спрос на коммерческие запуски превышает предложение, так что лишним космодром не будет. В конце концов, у Китая их уже четыре.
Будем держать руку на пульсе и ждать очередных новостей от Славянского СРЗ.