Нaступлeниe вoдoрoдa нe oгрaничивaeтся лeгкoвым aвтoмoбильным трaнспoртoм.В Гeрмaнии вoдoрoдныe поезда CoradiaiLint перевозят пассажиров по стокилометровому маршруту между городами Бремерхафен, Куксхафен, Букстехуде и Бремерферде. Они уже успешно отработали свои первые 100 тысяч километров спустя десять месяцев после начала регулярной перевозки пассажиров. До конца 2021 года на этой не электрифицированной железнодорожной линии на северо-западе страны в федеральной земле Нижняя Саксония собираются полностью отказаться от дизельных локомотивов, заменив их на 14 поездов, вырабатывающих электроэнергию в водородных топливных элементах.
Использование водорода означает революцию в технологиях производства, транспорта, преобразования и использования энергии. Водород по всем параметрам превосходит ископаемые виды топлива. От угольной генерации Европа уже отказывается. На очереди газ.
Энергию получают от солнца и ветра, а водород является аккумулятором. Из газообразного водорода получается тепло и электричество. Тепловая энергия используется для отопления и водоснабжения жилых помещений катамарана. Электрическая – для работы системы автоматики и двух электромоторов, которые приводят судно в движение.
Водородные электрички решили использовать и в федеральной земле Гессен. В мае выпускающий их французский концерн Alstom получил заказ в €500 млн на 27 поездов, которые с 2022 года планируется использовать для пригородного сообщения с горным массивом Таунус к северо-западу от Франкфурта-на-Майне.
В третьем по величине британском городе Лидсе энергетическая компания Northern Gas Networks готовит пилотный проект под многозначительным названием H21. Его конечная цель состоит в том, чтобы во всем городе полностью перевести отопление с природного газа, метана, на водород. Аналогичные работы ведутся в немецком Гентхине.
Energy Observer — единственный в мире полностью автономный корабль, работающий за счет энергии водорода, в мировой прессе называют по-разному. Это и первый в мире катамаран на водороде, и судно будущего, и первый в мире автономный катамаран, и плавучая лаборатория.
Топливный элемент, над созданием аналогов которого для воздухонезависимых энергоустановок, работают инженеры во многих странах мир.
Корабль обеспечивает себя энергией путем получения водорода из морской воды методом электролиза.
Energy Observer — единственный в мире полностью автономный корабль, работающий за счет энергии водорода, в мировой прессе называют по-разному. Это и первый в мире катамаран на водороде, и судно будущего, и первый в мире автономный катамаран, и плавучая лаборатория.
С помощью электрического тока происходит расщепление молекул воды на составные части — водород и кислород. Полученный, таким образом, жидкий водород хранятся на корабле в резервуарах, изготовленных из алюминия и углеродного волокна. Такой способ получения топлива абсолютно безвреден для окружающей среды. Полученные таким образом жидкий водород хранят на корабле в баллона.
Energy Observer создавался как гоночный катамаран. Однако несколько лет назад судно было полностью переоборудовано. В результате теперь судно работает исключительно на экологически чистой возобновляемой энергии – от солнца и ветра. Для работы системы хранения энергии используется водород. Корпус судна почти полностью покрыт солнечными панелями.
Корабль обеспечивает себя энергией путем получения водорода из морской воды методом электролиза. Откуда берут энергию, чтобы пошёл электролиз?
С помощью электрического тока происходит расщепление молекул воды на составные части — водород и кислород. Полученный, таким образом, жидкий водород хранятся на корабле в резервуарах, изготовленных из алюминия и углеродного волокна. Такой способ получения топлива абсолютно безвреден для окружающей среды. Полученные таким образом жидкий водород хранят на корабле в баллонах, изготовленных из алюминия и природного волокна, под давлением порядка 350 бар в баллонах под давлением порядка 350 бар. Баллоны расположены в корпусе судна.
Корабли получает энергию сразу от нескольких альтернативных источников и в любое время дня и ночи находясь в любой точке земного шара.
Когда уровень заряда аккумуляторных батарей опускается до 30%, система автоматизированного управления энергосистемой судна запускает генерацию электроэнергии из системы долгосрочного хранения на основе водорода.
На корабле длиной около 30 метров помимо водородного генератора также установлены два ветрогенератора, 130 квадратных метров солнечных панелей, паруса, а также электродвигатели с рекуперативное функций. Таким образом корабль получает энергию сразу от нескольких альтернативных источников в любое время дня и ночи, находясь в любой точке земного шара.
Почему же выбор создателей пал именно на водород?
Причин несколько. Одна из самых очевидных — он буквально повсюду, водород самый распространенный элемент во Вселенной, сложность заключается в том, что в чистом виде водород встречается крайне редко и зачастую он входит в состав различных химических соединений. Одно из таких соединений занимает 71% поверхности нашей планеты – это вода.
Водородное топливо так же можно добыть из многих источников, включая энергию ветра, природного газа солнца и даже мусора, а не только воды. Однако его добыча все еще остается дорогостоящим и неэффективным процессом.
Есть на судне и аварийный дизель-генератор. Его наличие обязательно для морских судов. Впрочем, мощности его хватит только для подпитки системы управления в случае инцидента.
Итак, цепочка используемых человечеством источников энергии: дерево — уголь – нефть – газ. Водород следующий?
EnergyObserver
- Длина: 30,5 метров;
- Ширина: 12,80 метров;
- Водоизмещение: 28 тонн;
- Проектная скорость: 8-10 узлов.
- Оснащен двумя ветровыми генераторами Quietrevolution британской фирмы Quiet Revolution с роторами вертикального типа.
- Солнечные батареи площадью 130 кв. м.
- Установка для получения водорода и производства электроэнергии, судя по всему — топливные элементы с полимерной мембраной, аналогичные применяемым на подводных лодках.
Катамаран на водородном топливе совершенствуют в плане повышения мощность генерирующей установки. О стоимости проекта пока не сообщается.
На катамаране используются панели трёх типов, в том числе – двусторонние, способные производить энергию из света, падающего не только сверху, но и снизу.